Вы здесь

Хорошо быть министром, но трудно устроиться

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Указ президента о многократном повышении зарплат высшим сановникам федерального правительства эхом надежды отозвался в чиновничьих кругах регионов. Госчиновникам очень хочется повышения окладов, но они боятся массовых сокращений.
И хотя один из идеологов административной реформы Дмитрий Козак заявил, что если новая структура федеральных органов власти будет эффективной, то только в этом случае она может быть перенесена на региональный уровень, центральные СМИ (особенно ТВ) уже успели распропагандировать положительный опыт губернатора Краснодарского края Ткачева. Он якобы уже и сокращение штатов провел, и зарплаты своим чиновникам повысил.
Ну, а что же Ставрополье? Приступают у нас к реализации административной реформы? Будем мы догонять Кубань? Или как?
На эти и другие вопросы «Ведомостей» сегодня отвечает начальник управления кадров государственной, муниципальной службы и наград аппарата правительства края Николай Голубев.
- Николай Николаевич, на всю страну объявлено, что чиновников будет меньше...
- У нас в России семь чиновников на тысячу человек. На Ставрополье – тоже 7, а по ЮФО – 8. В США – 7,8. Во Франции – 14. В Швейцарии – 16. В Швеции тоже 16. То есть, в социально направленном государстве – больше. Мне кажется, в данный переходный период в России даже опасно преуменьшать роль государства.
- Кто определяет, сколько нужно Ставрополью министров и председателей краевых отраслевых комитетов?
- Губернатор своими нормативными актами. В зависимости от того, какие направления являются приоритетными, такие министерства у нас есть.
- А у нас больше министерств, чем на Кубани, или меньше?
- У нас меньше. У них не министерства, а департаменты. И зарплата у их начальников департаментов в разы больше, чем у наших министров. Департамент – это французское название, а министерство – русское. У нас классическая схема.
- Программы центрального ТВ сообщают, что на Кубани административная реформа уже идет.
- Там губернатор сократил одного зама, должность которого была вакантной. Ну было 8, стало 7. Что это – реформа?
- А у нашего губернатора сколько замов?
- У нашего – десять.
- А ведь Краснодарский край больше по территории, значит, у нас на единицу площади больше чиновников высшего звена?
- Это зависит не от территории, а от направлений работы. У нас замы являются и министрами. Вот, к примеру, в Нижегородской области у губернатора было 24 заместителя. Оклады небольшие, поэтому, чтобы привлечь людей на работу, плодят около должностного лица еще должности. И на российском уровне такая же тенденция была.
- Николай Николаевич, неужели есть дефицит желающих стать заместителями губернатора?
- Вопрос относительный. Работа в верхнем эшелоне власти – это не жизнь, а каторга. Это работа в ущерб семье.
- Каков численный состав правительства Ставропольского края: от губернатора до последнего сторожа?
- Аппарат правительства – 220 человек. А правительство – это 21 орган краевой: министерства, комитеты и т. д. Управление здания, охрана – это автономно, это не входит в численность правительства.
- В край должна приехать комиссия из центра. С какой целью?
- Комиссия, возможно, приедет. Это желание руководства края. Чтобы оказать нам содействие в проведении реформы местного самоуправления. Помочь в порядке опережающего перехода на новую форму организации местного самоуправления.
- То есть речь о замене глав тергосадминистраций выборными?
- Дело в том, что и такая система, как у нас, имеет право на жизнь. Вот Минераловодский район. Там на уровне района существуют администрации: выборная и государственная.
- Но вы же знаете, что Минераловодский район уже два года сотрясают конфликты между государственной и муниципальной властью?
- Я считаю, что эти конфликты носят и личностный характер и, кроме того, вопрос осложнился правом собственности на само строение. Хотя в Георгиевском районе такой же конфликт разрешился.
- Будет ли у нас проводиться какое-то сокращение штатов по аналогу федеральному?
- Никакого задания что-то сокращать от губернатора не было. Думаю, что будет оптимизация. Вот создано управление по обеспечению работы мировых судей – это потребовало кадрового ресурсного обеспечения. Ветеринарная служба уходит с федерального финансирования – это будет сокращение. Сейчас правовой базы для того, чтобы реформировать на уровне субъектов, нет. Даже рекомендаций от федеральных органов власти, чтобы эту реформу проводить, не имеется. В 2001 году было массовое сокращение в органах власти, когда мы сократились на 20 процентов. Сокращали не вакансии, а реальных людей. Потом были введены новые структуры, которые потребовали определенного ресурсного обеспечения. Это вызвало рост.
- Если эксперимент по введению в действие закона о местном самоуправлении начнется у нас не с 1.01.06 г., а с 1.01.05 года, то можно предполагать, что выборы муниципальных органов власти на районном уровне пройдут до выборов губернатора?
- Выборы губернатора – это декабрь 2005 года, а если эксперимент пойдет, как предполагается, то органы местного самоуправления будут сформированы в этом году осенью. Дело в том, что возможно несколько путей формирования этих органов. Один – это формирование районного совета из представителей органов поселенческого уровня – это глава, депутаты. Средств на выборные технологии в этом году не имеется, это дорогостоящее. Этот вариант не только щадящий, но и более демократичный, потому что он учитывает кадровый потенциал глав сельских поселений. Они, как правило, люди подготовленные. И если этот глава будет работать в районном представительном органе, это очень хорошо. Не будет противостояния: район и село. Район не будет довлеть над селом.
- А кто будет принимать решение?
- Видимо, губернатор, депутаты совместно.
Компактное правительство, богатые чиновники, не имеющие соблазна брать взятки, и эффектная трехзвенная система управления – вот цель административной реформы. Путь к ее достижению пока что видится условно так: сокращение штатов чиновников и повышение за счет этого зарплат оставшимся.
Мне показалось любопытным сравнить, как выглядит Ставрополье по численности самой высшей чиновничьей элиты на фоне других субъектов ЮФО. Если верить информационно-телефонному справочнику «Южный федеральный округ 2003-2004», в котором представлены данные о главах регионов, составах правительств, численности населения, территориях и т. д., то складывается такая картина.
Краснодарский край: численность населения более 5 миллионов человек; у главы администрации края – 9 замов (одного сократили. – Ред.).
Ростовская область: население – 4 миллиона 286,2 тысячи человек; у главы – 12 замов.
Ставропольский край: население – 2 миллиона 700 тысяч человек; у губернатора – 10 замов в ранге зампредов правительства, некоторые одновременно являются министрами.
Волгоградская область: население – 2 миллиона 618 тысяч человек; у главы – 9 замов.
Астраханская область: население – 1 миллион 12,8 тысячи человек; у губернатора – 8 замов.
Что касается республик, то самое малочисленное правительство в Северной Осетии – Алании, где населения – 681,7 тысячи человек, президент, председатель правительства и три зампреда в ранге министров. А самое многочисленное - в Калмыкии, где у президента нет премьера, зато министров – 17 (при населении в 289,6 тысячи человек).
Учитывая, что все чиновники – федеральные и региональные - вместе составляют отряд госслужащих, то повышение зарплат в Москве автоматически сработает на повышение в регионах. Бюджет 2004 года сверстан, значит, деньги можно будет получить лишь за счет сокращения штатов. Однако на федеральном уровне нет ни одного примера, чтобы чиновника выбили из эшелона власти в безработные. Нет таких примеров и в регионах. В связи с этим вспомнился анекдот. Построили мост. Наняли сторожа его охранять. Чтобы учитывать работу сторожа, взяли учетчика. А руководить ими обоими поставили начальника. Сверху пришел приказ о сокращении штатов. Сократили... сторожа. Держись, охрана!
Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет