Вы здесь

Класс преподавателя Саитбаталовой

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Эта фраза звучит на многих городских, краевых, региональных, всероссийских конкурсах, когда к роялю подходят ее ученики. Она – Елена Саитбаталова, педагог Ставропольской муниципальной музыкальной школы № 1.

Можно сказать, что большая часть жизни Елены Викторовны проходит в классе, вместе с учениками. Юному пианисту сначала правильно «ставят руку», потом учат глубокому звукоизвлечению. Нужно выучить ноты, каждый день играть гаммы (иначе не будет техники). Прибавьте и эмоциональность, без которой музыкальное произведение становится тусклым и неинтересным. И когда ставропольчанке Олесе Павловой, лауреату третьей премии на Шестом региональном конкурсе юных музыкантов Северного Кавказа (март 2004 г., г. Майкоп), говорят перед гала-концертом члены жюри: «Олеся, порадуй нас ноктюрном Скрябина», - то это прежде всего высшая похвала ее педагогу Елене Саитбаталовой.
Считается, что если в классе преподавателя музыки есть хотя бы один талантливый ученик – это уже большое счастье. Ему уделяется больше внимания, с ним занимаются дополнительно. А тут – уникальная ситуация: в классе Саитбаталовой все дети талантливы. На региональные и всероссийские конкурсы Елена Викторовна везет обычно двух-трех своих учеников. И они, как правило, становятся дипломантами и лауреатами. «Ее дети живые, - говорят профессионалы. – Они играют не заученно, а именно живут в музыке».
Только за последние пять лет ученики Саитбаталовой завоевали более 50 дипломов и наград. Олеся Павлова - дважды стипендиат губернатора Ставропольского края. Таня Фоменко стала стипендиатом Международного фонда «Новые имена» (г. Москва). Обе эти симпатичные девочки, как и Алина Гревцева, воспитываются в неполных семьях. Но мамы юных музыкантш прилагали и прилагают максимум усилий, находят средства, спонсоров, чтобы дать возможность своим дочерям ездить на музыкальные состязания.
Есть, правда, и такие люди (в основном, к сожалению, в нашем родном городе), которые, завидя на очередном городском или краевом конкурсе нескольких участников из класса Саитбаталовой, шипят вслед: «Опять все саитбаталовское стадо вышло играть...».
А ветеран труда, дважды призер городского конкурса «Лучший по профессии», награжденный грамотой ЦК профсоюзов и федеральным знаком «За достижения в культуре», - продолжает учить детей высокому искусству.
- В июле исполнится 26 лет, как я работаю в музыкальной школе, - рассказывает Елена Викторовна. – За плечами не только ежедневная кропотливая работа, но и 13 поездок с учениками на крупные, престижные конкурсы. Ученики, которые побывали на таких творческих форумах, совсем по-иному относятся к своему труду. У них искрятся глаза, они полны творческих планов, надежд на интересные встречи как с великими мастерами, так и с талантливыми сверстниками.
Всегда становится обидно, когда видишь, что в других городах страны совсем по-другому относятся к талантливым ребятам. Им оплачивают все поездки на конкурсы, поддерживают и материально, и морально. У нас же об этом только можно мечтать. Мечтаю я и о работе в творческом коллективе единомышленников. В реальности – совсем иное. Получается, чем больше трудишься и лучше результаты, - тем все больше проблем, стрессов и меньше похвалы...
Привел же в музыку (буквально за руку) Лену, тогда Королеву, отец Виктор Михайлович. Удивительной и трагичной оказалась его судьба. Родился Королев в Новочеркасске, а в Ставрополь семья приехала, когда ему исполнилось уже 15 лет. Купили фортепиано, и Виктор стал учиться на нем играть. Потом поступил на теоретическое отделение краевого музучилища, которое и закончил за два года. Стал работать преподавателем в том же училище, женился, появилась маленькая дочка. А у Виктора Михайловича стали проявляться новые способности. Во-первых, он стал сочинять музыку, а во-вторых, придумал и сконструировал стенды гармонического класса в училище. И пошел учиться дальше – поступил в Московскую музыкальную академию имени Гнесиных – знаменитую «Гнесинку». С успехом ее окончил, приехал в Ставрополь и неожиданно умер. С тех пор у его молодой жены (а было Королевым тогда чуть больше тридцати) Аллы Илларионовны и стало болеть сердце. Несколько лет назад она перенесла тяжелую операцию на сердце, но продолжает, как и в молодости, петь в хоре «Искра» городского Дома культуры.
У Елены Викторовны связаны с отцом не только теплые воспоминания, но и мистические моменты. 1998 год. Конкурс имени М. Глинки в Москве. Специальную премию за лучшее исполнение прелюдии Шостаковича получает ставрополец Борис Трофимов. В виде поощрения шестерке лучших учеников и их педагогам дают билеты в Большой театр на отчетный концерт студентов Музыкальной академии имени Гнесиных.
- Концерт был назначен на 29 мая, - говорит Саитбаталова, - а это – день рождения моего отца. И вдруг я слышу, что на сцене исполняют его музыку. Это был шок... Тогда-то в голове и возникли стихотворные строчки: «Живу я в мире звуков не случайно, меня ввела в него рука отца. И с гордостью теперь я повторяю: «Живет во мне отцовская стезя...»
Часто бывает, что у учителей дети предоставлены сами себе, на них у родителей просто нет времени. В семье Саитбаталовых (муж Елены Викторовны Игорь Наилевич тоже учитель в школе) все иначе: сыновья Женя и Денис окончили музыкальную школу по двум отделениям: фортепиано и духовых инструментов. У Дениса уже 13 медалей по спортивно-бальным танцам, а Евгений окончил Северо-Кавказский политех с красным дипломом.
Все ничего... Но пришло на днях приглашение на двоих учеников Саитбаталовой на V Российский конкурс юных пианистов «Вдохновение» (Волгодонск), который будет проходить с 14 по 20 июня. А это значит – опять надо искать деньги на поездку. Новые муки...
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3.9 (14 голосов)