Вы здесь

Обида

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В редакцию позвонил казачий есаул Николай Кица из села Зеленая Роща Степновского района. «Что-то у нас не то происходит. Сельский глава подал в суд на пацана. Требует возмещения морального вреда на 50 тысяч рублей. Приезжайте».

Статья 152 Гражданского кодекса
РФ - «Возмещение морального
вреда», - чисто наша, журналистская. Именно по этой статье подают на нас иски в суды обиженные герои публикаций - «за распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию». С нами вроде все понятно - тиражи, журналистская въедливость... А тут в роли ответчика - четырнадцатилетний подросток. Он-то какие сведения и как мог распространить?
Случай показался настолько необычным, что я отправилась в командировку. Четырехчасовая поездка до Зеленой Рощи оказалась весьма изматывающей. Но она того стоила: в уютном, утопающем в зелени селе встретили радушные, добрые люди. Как-то не верилось, что в этом райском уголке бушуют такие страсти.
Все началось с саженцев. 13 апреля на общешкольной линейке директор объявила, что все должны поработать после уроков. Глава сельской администрации привез саженцы тополей, их нужно посадить. Для сельских ребят дело не такое и сложное, поэтому все восприняли объявление нормально. Кроме Саши Дацко. На уроке русского языка он сказал, что не будет сажать тополя, потому что у него болит голова. Увещевания классного руководителя не действовали - мальчик только еще больше возмущался. Пока, наконец, не выкрикнул: «Пусть этот фашист сам их сажает».
Тут необходимо пояснение. Глава администрации села Франц Иосифович Гертлиб - немец по национальности. Но это такой немец, которого в Германии наверняка назовут русским. Он родился и вырос в России, 45 лет живет в селе Ольгино, что неподалеку от Зеленой Рощи. Разумеется, никакого отношения к фашизму он не имеет и не мог иметь даже теоретически. Но злые языки потому и злые, что цепляются к любому поводу. Этим поводом и стала национальность Гертлиба. За глаза этого авторитетного и уважаемого человека кое-кто в селе нет-нет да и назовет фашистом. Саша, видимо, где-то услышал и по глупости ляпнул.
Классный руководитель Надежда Николаевна Торшина могла бы и не выносить сор из избы. По-моему, сделать это - все равно, что расписаться в собственном педагогическом бессилии. Но она вынесла - пересказала обидные слова мальчишки жене главы. Теперь Надежда Николаевна говорит, что сделала это из лучших побуждений, чтобы вместе повлиять на ребенка. И попросила собеседницу ничего не говорить самому Францу Иосифовичу.
Тайна, которую знают двое, уже не тайна. Тут тайну знали не двое. То ли рассказала жена, то ли кто еще, но до главы обидные слова мальчонки дошли. 30 апреля он подал иск в Степновский районный суд.

Для простых селян 50 тысяч - ог-
ромные деньги. Конечно, в семье
испугались. Саша вместе с матерью и бабушкой раз пять ходили с предложением мира к главе администрации, но он был непоколебим, отвечал, что все разборки пройдут только в суде.
Видимо, глава всерьез обиделся не только на Сашу, но и на всю школу. После этого случая не пришел ни на так называемое факельное шествие 8 мая, ни на сам праздник.
Зеленая Роща - село небольшое. Все про всех все знают. Поступок школьника, разумеется, мало кто одобрил. Поскольку мальчик состоит в малом казачьем круге села, на общем собрании казаков было решено применить к Саше воспитательные меры, а именно всыпать плетей, что и было сделано. Как отнеслись к поступку главы? Не думаю, что он прибавил ему авторитета. Звонок в редакцию есаула - уважаемого на селе человека, тому подтверждение.
В процессе разговора с Сашей выяснилось, что он не хотел обидеть главу. Понял, что ляпнул, лишь после того, как произнес слова. Но было поздно, колесо сельских сплетен завертелось, и завертелось не в его пользу. Саша не очень старательный в учебе, больше любит лошадей и работу на ферме. Самые любимые предметы из школьной программы у него – геометрия, физика и биология. По словам классного руководителя, Саша очень сложный и конфликтный мальчик, постоянно мешает учебному процессу, отвлекает одноклассников. В коррекционном классе, кроме Саши, учатся еще шесть человек, и все по-своему сложные. Родителей мальчика неоднократно вызывали в школу, но поведение не исправлялось. Теперь, говорит классный руководитель, он сидит спокойно и старательно занимается. Надежда Николаевна не раскаивается в том, что рассказала о Сашиных словах жене главы.

Надежда Николаевна работает в
этой школе два года, она перееха-
ла в Зеленую Рощу из Чечни. Учительский стаж у нее 18 лет, однако с коррекционным классом работает впервые. Во многом не знает, как именно влиять на таких детей.
У Саши низкое внутричерепное давление из-за родовой травмы шейного отдела позвоночника - так что вполне возможно, что он не лгал, когда говорил, что не может сажать деревья из-за того, что болит голова. Однако никаких отклонений в психике мальчика нет, возбудимый подросток, как и многие в этом возрасте, часто просто красуется перед сверстниками. Словесный максимализм - кто из нас не грешил им в детстве?
С истцом – главой администрации Францем Гертлибом – разговор не получился. Единственное, он сказал, что другого выхода из положения не видел и таким образом хочет восстановить справедливость. Кличку «Фашист» в свой адрес он слышал не раз. Жена и четверо детей тоже постоянно выслушивают подобное. В Ольгинской школе детей Франца Иосифовича постоянно обижали по поводу немецкого происхождения. То же - в Зеленой Роще. Когда-нибудь этому конец будет? Вот он и решил воспользоваться случаем и высказать свое отношение и к оскорблениям, и к оскорбителям.
Обиду Франца Иосифовича понять можно. Человек он на селе не последний. Старается все делать для людей. Кроме обязанностей главы села у него еще масса других. И не самых простых. Например, он еще и костоправ. Приходят часто по сорок – пятьдесят человек за день, и всем он помогает. Помог даже ребенку человека, который некогда его сильно оскорбил. Лечил он и Сашу, правил ему позвонки.
Все казачество района ждало исхода судебного дела. Казаки, как у них принято, в беде сплотились, и поскольку Саша - один из них, не могли не участвовать в его судьбе. Вину его все признают, но не снимают ее и с классного руководителя, которая обязана была рассказать Саше, что означает «фашизм» и что так говорить просто нельзя. Она просто провалила маленький бытовой экзамен на профпригодность.

Заседание суда состоялось 24 мая. И
именно там Франц Иосифович при-
нял предложение о мире. Саша на следующий день публично извинился перед сельским главой. Конфликт оказался исчерпан.
Повторюсь, обиду Франца Иосифовича можно понять. Думается, что и цели своей он достиг - теперь злые языки пять раз поостерегутся, прежде чем что-нибудь дурное сказать. Только не оставляет ощущение большой несправедливости. Такой большой, авторитетный, умный и умелый взрослый человек воевал в общем-то с еще глупым и слабым, мало что знающим мальчишкой. И воевал не где-нибудь, а в суде. Уж лучше бы он его отшлепал. А суд, угроза разорения семьи? Что может быть страшнее и, самое главное, унизительнее для ребенка?
Смотрю бокс. Там дерутся по весовым категориям. Большой с маленьким на ринг не выходят. Так предписывают правила. Иначе - беда, большой маленького просто убьет. Очень жаль, что Франц Иосифович не знает правил бокса.
Татьяна РЫКОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3.9 (10 голосов)