Вы здесь

Вопросов больше, чем ответов

Итак, федеральная власть взялась за реформирование местного самоуправления. Впрочем, процесс этот идет давно, подтверждение тому – множество законодательных актов. Но сейчас, с подачи «вдохновителя и организатора» очередного витка реформы Дмитрия Козака, края и области, города и районы ждут более крутые перемены. Они закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вызвавшем жаркие споры и неоднозначные оценки.
А все потому, что много неясностей и настоящих ребусов, над которыми теперь приходится биться тем, кому воплощать реформу непосредственно в регионах. Вопрос настолько актуален, что ГДСК организовала «круглый стол» с участием спикера Ю. Гонтаря и двух его замов, депутатов, представителей правительства края, общественности и политических партий, глав госадминистраций и муниципалитетов. И. Прокопенко - председатель Комитета ГДСК по государственному строительству, местному самоуправлению, правопорядку, так определил цель «круглого стола»: уточнить взгляды и точки зрения, попытаться смоделировать практическую реализацию федерального закона.
Времени отпущено немного – он должен заработать с января 2006 года. А прежде необходимо пересмотреть и принять ряд краевых законов. Ведь к этому времени должны быть сформированы районные органы местного самоуправления. Они заменят государственные территориальные райадминистрации, возьмут на себя всю полноту власти и ответственность за социально-экономические преобразования. Правительство края уже внесло в ГДСК пакет законопроектов. Предлагается в реформировании идти поэтапно, но с опережением установленных сроков. Аргумент заместителя руководителя аппарата правительства края В. Гончарова: существующая у нас модель местного самоуправления ближе всего к предъявляемым требованиям. В крае создано 290 муниципальных образований, все они наделены бюджетами. До 1 ноября такие образования должны появиться там, где их еще нет.
Но уже возникает множество подводных камней. В частности, при определении границ муниципальных образований. Особенно усердствуют города краевого подчинения, опасаясь потерять некоторые территории. Свое право на них они отстаивают в правительстве края и ГДСК. За «круглым столом» произошла небольшая «перестрелка» между председателем Совета депутатов города Георгиевска Л. Козиной и главой администрации Георгиевского района А. Манаковым. Первая выступила за то, чтобы Георгиевск был городским округом. Дескать, существующее четкое разделение между городом и районом должно сохраняться. А районный «голова» рассказал, к чему уже привело такое разделение. За счет централизованных средств район в свое время строил все промышленные предприятия города, а теперь остался ни с чем. А следовательно: или должен быть муниципальный район, или налоги с этих предприятий должны поступать в районную казну.
Спикер ГДСК Ю. Гонтарь по этому поводу заметил: необходимо найти «золотую середину». Главное – не удовлетворение амбиций, а интересы населения.
Весьма неоднозначно в обществе оценивается предлагаемый правительством края (в проекте закона) вариант формирования на уровне районов представительных органов местного самоуправления. А именно: в них входят главы и депутаты муниципалитетов. То есть всеобщие прямые выборы подменяются делегированием прав. Не является ли это способом создать на местах послушную и легко управляемую власть?
Заместитель руководителя аппарата ПСК В. Гончаров «бил» на то, что выборы – дело очень затратное, на них необходимы большие средства, которыми край не располагает. Как и следовало ожидать, это нашло поддержку в выступлениях госчиновников, в частности, председателя Красногвардейской райгосадминистрации А. Перевертайлова, главы поселка Солнечнодольск Изобильненского района В. Лудищевой.
Вопросов в ходе разговора возникало много, а вот ответы даже совместными усилиями находились далеко не всегда. Министр финансов края Т. Погорелова сказала, что закон для края сложный, он более применим к столичным городам, а не к сельской местности. Сегодня только 10 процентов поселений в крае финансируется согласно подушевому нормативу, а будут – все сто.
Поскольку край намерен опередить сроки, не окажет ли он себе медвежью услугу? Ведь многие положения краевого закона ( после его принятия) могут не работать до тех пор, пока с 1 января 2006 года не начнет действовать Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Некоторые участники даже склонялись к тому, что закон принесет вред территориям, но, дескать, альтернативы нет, как законопослушные граждане, мы должны его выполнять. И лучше набраться опыта (или набить шишек) уже до того, как он вступит в действие.
Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет