Вы здесь

Диплом для инвалида

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

За рубежом, особенно в США и Канаде, никого не удивит, если в банке клиента обслуживает специалист в инвалидной коляске. Или если в колледже преподает слепой учитель. К этому относятся как к обычному, а значит, нормальному явлению. В развитых странах инвалид адаптирован в обществе, он чувствует себя в нем комфортно. В России же эта категория населения долгие десятилетия находилась на положении изгоев. Только сейчас начинает меняться отношение людей, изменяется политика в отношении людей в колясках и на костылях.

Показатели по нашему краю удручающие – около 190 тысяч инвалидов, и каждый год их армия (иначе и не скажешь) увеличивается. Реабилитация инвалидов включает несколько аспектов, в том числе образование. Иметь на руках диплом для них – значит поднять свой жизненный статус, иметь заработок, не быть обузой для себя и для других. Вопрос настолько актуальный, что был вынесен на заседание координационного совета по делам инвалидов при губернаторе края.
Прежде чем его рассматривать, зампред правительства края Н. Пальцев сообщил о том, что инвалид из города Изобильного Людмила Михайловна Нефедова стала обладателем международной премии «Филантроп». Вручение награды проходило в Патриарших палатах Кремля, а чествование – в Европейском представительстве ООН в Женеве, куда она смогла поехать благодаря финансовой поддержке края. Это уже серьезная заявка ставропольских инвалидов.
Свое видение решения проблемы образования людей с ограниченными возможностями изложили заведующий кафедрой социологии и социальной работы СевКавГТУ В. Шаповалов, заместитель министра образования края Г. Зубенко, руководитель Службы медико-социальной экспертизы края В. Фириченков и другие. Каждый из них считает, что необходимо менять подходы в образовании инвалидов. Должна быть непрерывная система: школа – среднее профессиональное учреждение – вуз. В крае около 11 тысяч инвалидов в возрасте до 18 лет, плюс 26 тысяч в возрасте от 18 до 25 лет. Но обучение в среднем и высшем «звене» получают только около тысячи юношей и девушек. Этого, конечно, мало.
У нас есть специализированные детские сады и группы в школах. Но это тоже своего рода изоляция. За рубежом инвалиды ходят в обычные детские сады и школы. Их воспринимают как обычных, а не ущербных ребят. Им даются такие же знания, как всем остальным, с них такой же спрос. У окружающих формируется милосердное отношение к человеку в коляске, слепому или глухому. Происходит то, что называется гуманизацией общества и чего нам сейчас очень не хватает.
Главное, – считает В. Шаповалов, - вывести инвалидов из замкнутого пространства собственных квартир. Сразу адаптация не произойдет, необходимы волевые усилия как со стороны общества, так и самих инвалидов. Есть решение о создании в каждом микрорайоне безбарьерной школы для таких детей. Есть очень хорошее профессиональное училище для молодых инвалидов в Ессентуках. Принимает оно 180 человек. Желающих всегда много, конкурс доходит до 3-4 человек на одно место. Куда идти непоступившим? Пока психологический барьер не позволяет им поступать в обычные учебные заведения. Необходимо для таких ребят предусмотреть квоты в колледжах и лицеях.
Этот же психологический барьер рождает у молодых инвалидов боязнь при поступлении в вузы. На четвертом курсе СевКавГТУ учится девушка с серьезным ортопедическим заболеванием. Прежде чем придти сюда, она несколько часов стояла около здания в раздумье: надо ли поступать в вуз, как ее здесь примут? Но приняли нормально. А к другой студентке, прикованной к постели, преподаватели ходят на дом.
О чем это говорит? При желании можно в любом высшем и среднем учебном заведении пойти навстречу инвалидам, предусмотреть несколько мест для их обучения. Конечно, до уровня США нам долго еще не подняться (если вообще поднимемся), там трех глухих обслуживает один сурдопереводчик, а одному колясочнику помогают в жизни и учебе несколько человек. Но постепенно надо выходить на свой более высокий уровень, тем более что такие возможности есть.
Министр труда и социальной защиты населения края А. Карабут поделился планами организовать заочное обучение инвалидов через Ставропольский филиал Московского государственного социального университета. Для этого в летнее время предполагается использовать базу Ессентукского профессионального училища – Центра реабилитации молодых инвалидов. Уже есть договоренность на этот счет с руководством ставропольского филиала университета.
Северо-Кавказский технический университет, не один год работающий по совместному проекту с канадцами, приступает к разработке Концепции непрерывного образования инвалидов. Будет проведена своеобразная паспортизация таких людей, с помощью мониторинга выяснено, какую специальность они хотели бы получить (правда, не всегда «хочу» совпадает с «могу». - Авт.). И с учетом этого уже вести работу, начиная со школ, а то и детских садов. Дистанционная форма обучения облегчит процесс получения знаний. Немаловажно и то, что в состоятельных семьях есть компьютеры и инвалиды могут использовать это благо цивилизации.
Назначение координационного совета заключено в самом названии. Финансами он не наделен, но способен объединять усилия разных ведомств, ставить какие-то вопросы перед губернатором и правительством края. Надо полагать, что после заседания вопросы образования инвалидов будут решаться более активно.
Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет