Вы здесь

Школа, добывшая в прошлом году четыре миллиона

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Стремление учреждений образования к финансовой и экономической активности властями всегда поощрялось. Несмотря на многоголосый ропот школьных руководителей (мол, в первую очередь необходимо заниматься организацией образовательного процесса, а не ломать голову – где добыть лишнюю копейку), директора продолжают осваивать азы экономики и предпринимательства. Обобщить этот опыт, оценить и растиражировать наиболее удачные находки – такова была цель конкурса «Школа: эффективные способы привлечения внебюджетных средств».
По итогам заочного тура, в котором были рассмотрены 33 проекта из 24 территорий края, в финал вышли семь наиболее успешных участников. По сумме баллов лидировал Центр образования г. Ставрополя, за ним шли георгиевская школа № 29 и ставропольская школа № 27. Однако в ходе финального очного тура расстановка сил изменилась.
Директора образовательных учреждений защищали свои конкурсные проекты в присутствии жюри и при большом скоплении коллег. Перекрестный допрос, которому слушатели подвергали конкурсантов, порой был даже жестким. И по реакции зала сразу становилось ясно, насколько предлагаемые с трибуны способы привлечения внебюджетных средств приемлемы для других школ.
Неоднозначную реакцию вызвало выступление директора самой оборотистой по итогам прошлого года георгиевской школы № 29. Ей удалось привлечь 4 миллиона рублей внебюджетных средств. Путей оказалось несколько.
В том числе победы в конкурсах и получение грантов (почти 700 тысяч рублей) и оказание платных дополнительных образовательных услуг (более 300 тысяч рублей). Но наибольший вес в структуре внебюджетных доходов имеют все-таки благотворительные пожертвования, в частности целевые взносы Попечительского совета. Со слов директора школы Нины Балабиной, по решению Попечительского совета родители безвозмездно передают школе 1,5-3 тысячи рублей ежегодно. На вопрос из зала: как удается привлекать в школу таких активных и состоятельных родителей? – директор призналась, что школа расположена в элитном районе города и пользуется популярностью, поэтому есть возможность выбирать первоклашек. То есть, по сути, набор в первые классы превращается в конкурс родителей (а точнее, их кошельков), которым в борьбе за лучшее место для своего ребенка вовсе не с руки скупердяйничать.
Стоит отметить, что благотворительные поборы с родителей и финансовая помощь юридических лиц оказались самыми популярными способами привлечения внебюджетных средств и в городских, и в сельских школах. В СОШ № 13 с. Надежда Шпаковского района для аккумуляции этих средств даже создали специальный благотворительный фонд, который по всем правилам зарегистрировали в Минюсте. Безвозмездные пожертвования составляют 94 процента от всех внебюджетных средств, получаемых школой. В прошлом году надеждинцами всего было привлечено 524 тыс. рублей.
В общем-то, это, наверное, и неплохо для школы, если она может опереться на спонсоров и родителей учащихся. Но такая возможность есть далеко не у всех. В бедных селах с обанкротившимися колхозами об этом даже мечтать не приходится. Типичный случай – СОШ № 7 с. Калиновского Александровского района. «Школе надеяться на спонсоров не приходится. Их просто не существует в природе, - сразу заявил директор СОШ № 7 Борис Колесников. – Опереться можно только на образовательный процесс». В школе созданы профессиональные классы с трехлетним обучением. Учащиеся на собственной технике обрабатывают землю (217 гектаров) и получают урожай. Самой школе из заработанного достается немного – 60-80 тысяч рублей. Большую часть «съедает» деятельность ученической производственной бригады: запчасти, ГСМ, удобрения и т.д. Но, по мнению директора, и эти деньги – большое подспорье. Борис Иванович обратил внимание присутствующих на проблемы, связанные со сложностью нормативно-правовой базы. «Поведение директора напоминает движения человека, желающего активно идти со связанными руками и ногами», - образно описал он ситуацию. Реакция зала показала полное согласие с этим мнением.
Вообще-то, если бы конкурс предполагал вручение приза зрительских симпатий, он наверняка достался бы директору Калиновской школы. Присутствующие на протяжении всего выступления поддерживали его своими аплодисментами. Но жюри, естественно, руководствовалось оценочными категориями. Критериями оценки были законность и юридическое обеспечение проекта, устойчивость проектного механизма, точка приложения полученных средств, организация социального партнерства и возможность распространения опыта. Наибольшее количество баллов набрала георгиевская СОШ № 29. Ей достался главный приз конкурса – 10 тысяч рублей.
Второе место и 7 тысяч рублей получил Центр образования г. Ставрополя. Он поразил присутствующих размахом своей предпринимательской деятельности и коммерческих образовательных услуг. На третьем месте оказалась СОШ № 13 с. Надежда, приз – 5 тысяч рублей.
Остальные финалисты получили дипломы лауреатов и возможность наряду с призерами принять участие во Всероссийском туре конкурса.
Марина ТИМЧЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет