Вы здесь

«Рассвет» докатился до заката

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Буквально за три месяца новый председатель, пообещавший труженикам процветание и успех, привел хозяйство к ликвидации.
Колхозники, лишившиеся постоянного источника существования и социального пакета, планируют подать на него в суд за преднамеренное банкротство.
Когда я в первый раз услышала о банкротстве зеленокумского СПК-колхоза «Рассвет», то не удивилась. Сельскохозяйственные предприятия в наше время банкротятся повсеместно, и не всегда поймешь - обоснованно или нет. В этот же раз заинтересоваться ситуацией меня вынудил читатель, позвонивший из Советского района. Мужчина, что называется, кипел от негодования. «Да этот Шевцов просто кинул народ, ставить на ноги хозяйство изначально не собирался. Решил за наш счет поквитаться с бывшим руководителем и одновременно уладить свои дела...».
Выехать в командировку в Зеленокумск я решила незамедлительно. И первым делом по приезде отправилась в правление колхоза. Рассчитывала разыскать здесь главное действующее лицо жалобы - председателя Александра Шевцова. Зря. Оказалось, что он давно отстранен от должности. Зато на его месте я нашла конкурсного управляющего. Он располагался в кабинете колхозного начальства с начала лета и давно вошел в курс дела. Хотя поделиться со мной информацией согласился исключительно с официальной точки зрения.
Александр Тимошенко рассказал, что вновь избранный председатель буквально через месяц после своего назначения обратился в арбитражный суд с заявлением о признании «Рассвета» банкротом. В документе он сослался на то, что на день его прихода колхоз уже был неплатежеспособным. Получить прибыль от будущего урожая председатель не рассчитывал, заявляя, что даже вместе взятого зерна и имущества в колхозе недостаточно для погашения кредиторской задолженности. При этом называл вполне приличные основные средства предприятия - неликвидными.
- У колхоза был достаточно высокий потенциал: хорошая материально-техническая база, отличные земли, производственные участки, - говорит конкурсный управляющий. - Неотложных долгов, на самом деле, не так много. Не все кредиторы нуждались в немедленном расчете, большинство планировало получить его после жатвы. В основном деньги требовали государственные и муниципальные ведомства - налоговая инспекция и местный «Водоканал». По заявлению последнего на некоторую сельхозтехнику в мае был наложен арест. Это, правда, не помешало труженикам «Рассвета» собрать неплохой урожай. Оздоровление было реальным, если бы не одно но... За время ведения наблюдения пайщики, поддавшись на агитацию, передали в другое сельхозпредприятие 8 тысяч гектаров из 10 имеющихся в «Рассвете». А оставшись без земли, хозяйство, естественно, переставало быть хозяйством как таковым, его дальнейшее существование становилось экономически нецелесообразным. В связи с этим собрание кредиторов и приняло решение о введении конкурсного производства, а проще говоря, ликвидации предприятия.
Чтобы узнать, кто взбаламутил народ и каким образом земли ушли из «Рассвета», я решила обратиться к бывшим работникам предприятия. Правда, нашла их в опустевшей конторе с большим трудом. После массового увольнения в хозяйстве осталась всего лишь часть сторожей и бухгалтерии. И все они, вслушиваясь в мои вопросы, по большому счету отмалчивались или разводили руками. Из тех крупиц информации, которые мне удалось из них вытянуть, я более-менее сложила картину произошедшего.
По словам людей, сразу после избрания в конце апреля новый председатель повел себя совсем не так, как они ожидали. Он стал уговаривать пайщиков и работников «Рассвета» пойти на банкротство, уверяя, что это единственный способ сохранить целостность хозяйства и избавиться от долгов. А когда народ под давлением инициативной группы согласился, Шевцов ссылаясь на поддержку районного главы, стал настаивать на передаче земельных паев в пятигорское ООО «Фирма «Орбита».

При этом для того, чтобы убедить пайщиков и колхозников в целесообразности такого хода, Александр Шевцов пригласил на их сход депутата Госдумы Российской Федерации по Георгиевскому округу Александра Ищенко. Последний рассказал, что фирма, за которой он стоит, в отличие от колхоза твердо держится на ногах, настроена на продуктивную работу в интересах зеленокумцев. В подтверждение оговорился, что «Орбита» уже проинвестировала загибающийся «Рассвет», вложила в него более 1 миллиона рублей в счет будущего урожая. Пообещал платить за пай 2 тонны зерна, 20 килограммов растительного масла. Предложил заключить договор аренды земельной доли с «Орбитой» на 10 лет и трудовые контракты с приличным окладом. Прибавил, что работать в СПК-колхозе «Рассвет» не имеет смысла, его, мол, уже не поднять. Это пережиток советской эпохи, а крестьянам нужно шагать в ногу со временем, жить не хуже других.
Естественно, люди поверили человеку, обличенному законодательной властью. К тому же в тот момент в поле зрения зеленокумцев появился Владимир Шахов. Официально он представился помощником депутата Александра Ищенко, сам же выступил учредителем и директором ООО «Рассвет».

Н овое предприятие было организовано по адресу старого, как дочернее «Орбиты». В него троица - Шевцов, Ищенко и Шахов - стали повсеместно агитировать пайщиков отдать свою землю. Сами же в это время заключили несколько договоров субаренды о передаче земель из колхоза в новое предприятие. А окончательно лишив колхоз земли, подвели его к могиле. Людей действительно кинули, уволив их из обанкротившегося СПК и не продлив с ними контракты в ООО.
- О том, что все закончится так или примерно так, мне было ясно с самого начала, - сказал мне бывший председатель СПК-колхоза «Рассвет» Сергей Шкурко. - Если бы эти люди хотели работать на перспективу, то никогда бы не подали на банкротство. Даже в целях финансового оздоровления. Будущего урожая с лихвой хватило бы на то, чтобы рассчитаться с кредиторами и создать задел на будущее. А так они даже прогадали - рассчитывали на внешнее управление, чтобы заморозить долги и по дешевке распродать имущество, а столкнулись с конкурсным производством. На нем настояли кредиторы. С ними они не спешили вести расчет, а вот с «Орбитой», якобы проинвестировавшей миллион - первым делом. Практически не вложив в урожай ни копейки, они на эту сумму сразу же после жатвы отдали зерно в фирму. Весь Зеленокумск знает об этом, только люди боятся лишнее слово произнести.

Как мне удалось узнать позже, единственное, о чем бывшие колхозники не боятся вспоминать, так это о временах, когда колхоз был по-настоящему стабильным цельным предприятием. В худшие годы реформ здесь не переводилось животноводство, которое теперь продали за долги, полноценно работали разворованные сегодня мастерские, оросительные системы. До последнего момента предприятие владело приличной техникой, имело на балансе Дом культуры, два детсада, столовую, гостиницу, гараж, 5 оснащенных производственных участков, которые позже новый председатель назвал неликвидным имуществом. Были хороший сад и огород, обеспечивающие 360 работников хозяйства собственными черешней, вишней, абрикосом, сливой, огурцами и помидорами. Все здесь было нормально, пока в 1997 году хозяйство не подкосили засуха, потом градобой. Погодные катаклизмы довольно сильно сбавили обороты «Рассвета», ввели его в долги. После этого народная молва все чаще стала поминать недобрым словом председателя Шкурко, который, конечно, не всегда и не во всем принимал верные решения, но тем не менее власть люди за ним оставляли и недоверия не выражали.
Положение Сергея Васильевича, простоявшего у руля колхоза 12 лет, пошатнулось только в начале нынешнего года, причем в его отсутствие. Пока он в Москве пытался выбить 35 миллионов градобойных денег, инициативная группа во главе с Александром Шевцовым, Владимиром Шаховым и некоторыми работниками колхоза активно поработала с пайщиками. Многие из них, хотя и не числились в «Рассвете», имели право голоса. Перед ними агитаторы ратовали за назначение Шевцова, говорили, что за ним стоят большие люди. При этом не упоминали о бывших грехах претендента на пост председателя, даже не вспоминали о том, почему Александр Шевцов в свое время лишился работы в «Рассвете».

По словам старожилов колхоза, Александр Николаевич в Зеленокумске прославился еще в начале девяностых. Тогда работникам сельского хозяйства выдавались чеки на технику и хозинвентарь, и он, как член профкома, занимался их распределением. Когда же чеков не досчитались на приличную сумму, обвинили, конечно, Шевцова. А чуть позже совершенно случайно раскрылась еще одна махинация Александра Николаевича. Люди даже помнят, как председатель устроил по тому поводу прилюдный разбор и попросил Шевцова написать заявление. А после этого тот устроился на работу в «Лукойл».
- Я думаю, в этой ситуации не обошлось без того, чтобы припомнить мне увольнение, - считает Сергей Шкурко. – Но что это в сравнении с тем, что люди остались без работы. Сейчас им еще выплачивается пособие, но на что они будут жить потом?! «Рассвет» без земли никому не нужен, его распродадут по частям, и никогда уже не соберут. Куда они пойдут в тридцатитысячном Зеленокумске? Почему об этом не подумали глава района, начальник сельхозуправления и многие другие участвующие в этом процессе лица, когда давали резолюцию на банкротство одного из градообразующих предприятий? Почему ни один человек не попытался встать на пути ликвидации не самого худшего в районе хозяйства, если видели, что все к этому идет?!
Елена ШИШКОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет