Вы здесь

Женщина-Гамлет. Что ж такого?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Канун Нового года ознаменовался большим событием в культурной жизни краевого центра. Муниципальный камерный театр Галины Близно, базирующийся при ДЦ «Орленок», представил на суд зрителей одну из самых известных в мире классических трагедий - «Гамлета» Шекспира.
Камерный театр предполагает небольшое помещение (так и есть), где нет сцены, где актеры и их игра видны как на ладони, где зрители поневоле вовлекаются в действие и чувствуют себя соучастниками спектакля. Все так. И все это всегда привлекало ставропольских театралов к авангардным, современным пьесам сценариста, режиссера, актрисы Галины Близно. Но новизна и оригинальность прочтения шекспировской трагедии, похоже, превзошли все работы камерного театра, созданные до того. Стремительность действия, концентрированность и необычность сюжета всегда были характерны для режиссерского стиля Близно. Однако тут прибавилось и какое-то магическое (иначе не скажешь) воздействие: от начала до конца спектакля, который идет чуть больше часа, я, как и другие зрители, не могла оторвать глаз от актеров, даже не играющих, а живущих в душной, коварной, убийственной атмосфере Датского королевства. И этому нисколько не мешает то, что роль самого Гамлета исполняет женщина - естественно, Г. Близно, а женские роли (Офелии и Гертруды) - мужчины. Это молодые талантливые актеры П. Савинов и Г. Серебрянский.
- Ну и что особенного? - скажут завзятые театралы. - Гамлета в свое время гениально сыграла великая француженка Сара Бернар, а не так давно и наша Алла Демидова. А мужчины играют женские роли еще со времен Древней Греции, а может быть и еще раньше... И все равно для нашей, как ни крутись - провинциальной сцены эта ситуация и непривычная, и парадоксальная. Когда я спросила Близно, откуда взялась сама идея спектакля, Галина Андреевна ответила: «Примерно два года назад в министерстве культуры края мне полушутя-полусерьезно предложили поставить и сыграть шекспировского «Гамлета». Прецеденты - Гамлет-женщина - уже имели место в истории мирового театра. Шутка перестала быть шуткой, когда, просматривая современный драматургический материал в поисках пьесы, я вновь убедилась, что современность - хорошо, а классика есть классика. В это же самое время один из моих знакомых актеров попросился у меня на женскую роль. «Картинка» сложилась окончательно, и в начале сезона камерный театр приступил к репетициям «Гамлета»...
Из примерно тридцати основных героев пьесы Близно оставила в новой транскрипции всего шесть. Причем, если Клавдия - короля Дании и Полония играют высокие профессионалы, заслуженные артисты России М. Мальченко и В. Аллахвердов, то роль Лаэрта поручена солисту симфонического оркестра краевой филармонии В. Мартынову. Камерность повлекла за собой отказ от трагедийных театральных штампов в речи и пластике, обусловила сдвиг жанра спектакля в сторону трагикомедии. Комические моменты прекрасно удались дуэту М. Мальченко (Клавдий) и Г. Серебрянского (Гертруда). А вот Гамлет в исполнении Г. Близно показан с одной стороны наблюдателем и философом, а с другой - воином и игроком. Некая условность спектакля подсказала режиссеру и костюмы, а скорее - тоже достаточно условные одеяния.
В любом случае, благодаря очередным творческим находкам и сюрпризам художественного руководителя муниципального камерного театра Галины Близно, захотелось прикоснуться и перечитать вечно прекрасные шекспировские шедевры: и «Гамлета», и «Короля Лира», и «Ромео и Джульетту»...
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет