Вы здесь

Дикое поле

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Деукраинизация собственности как новая
форма российской приватизации с
искусственным банкротством, распродажей
за бесценок и наездом силовиков
Краткое содержание
предыдущих серий
«Ведомости» уже трижды писали о назревающем дипломатическом скандале между Россией и Украиной, который может случиться из-за санаториев «Украина» в Ессентуках и им. Семашко в Кисловодске. Но пока ничего не меняется. Силовые и налоговые структуры продолжают предъявлять к ним все новые и новые претензии. Мало того, против тех, кто пытается отстоять интересы Украины, начинают возбуждаться уголовные дела. Те же, кого украинская сторона считает виновными в своих потерях, не удостаиваются внимания прокуратуры. Описание передела украинской собственности грозит стать сериалом.
Напомним кратко содержание первых трех «серий». Бывший главный врач санатория «Украина» Н.Бочарников дохозяйничался до того, что санаторий оказался должен бюджету свыше 9 млн. рублей и был объявлен банкротом. Власти Украины, ссылаясь на международное право, указывали, что это решение незаконно, просили и российские федеральные органы, и губернатора края повременить, обещали заплатить долги. Тщетно. Был запущен процесс распродажи украинской собственности. Когда украинская сторона провела тщательную ревизию деятельности санатория, то пришла к выводу, что главврач своей деятельностью нанес «Украине» огромный ущерб. Государственное управление делами президента Украины написало заявление в прокуратуру Ессентуков и края о привлечении Бочарникова к уголовной ответственности сразу по семи статьям УК РФ и о взыскании с него в принудительном порядке 14340691 рубля в пользу санатория «Украина». Письмо с изложением всей фабулы заявления украинцы направили и Генеральному прокурору РФ. К слову, ответа на то и другое они ждут уже почти год.
Уголовное дело не возбудили, а кавминводские власти начали распродавать украинское имущество за долги. За бесценок был, в частности, продан в частные руки хоздвор санатория. Не помогли гневные письма украинцев МИДу, Генеральному прокурору, даже президенту В. Путину... Готовится к продаже и сам санаторий. Если полновесный хоздвор - с постройками, оборудованием - продали всего за 1млн. 300 тысяч рублей, то санаторий на 250 мест судебные приставы оценили... в 2 млн. 500 тысяч (?!) Считай, по 10 000 рублей каждое койко-место - это даже меньше стоимости одной путевки. Ровно столько дохода это самое койко-место приносит в среднем всего за 20 дней.
Дальше - больше. Чтобы хоть как-то сохранить жизнедеятельность «Украины», управление делами президента Украины приняло решение о его реорганизации путем присоединения к Кисловодскому санаторию им. Семашко. Открылась возможность в короткий срок погасить долги и остановить распродажу украинской собственности. Но налоговая служба тут же «наехала» и на санаторий им. Семашко и так же успешно, как и в Ессентуках, нашла за ним задолженность по налогам почти на два миллиона рублей. Придрались к тому, что санаторий якобы, был неверно зарегистрирован - как учреждение. По мнению же налоговиков, он являлся иностранным юрлицом и потому уклонился от налога на прибыль и ряда других. Налетел ОМОН, изъяли документы... Пришлось доказывать, что ты не верблюд. Арбитражный суд подтвердил правильность регистрации санатория. Однако это не отменяет автоматически претензии налоговой службы. Их еще предстоит отбить в суде. Не дожидаясь рассмотрения дела, 28 декабря прошлого года судебные приставы предъявили налоговые требования главврачу санатория В.Товканю к оплате в пятидневный срок. Не выполнит - последует опись имущества и распродажа.
Именно на этой печальной ноте мы завершили предыдущую серию боевика о деукраинизации собственности («А в ответ тишина» - «СГВ» за 6 января с.г.) Тогда В.Товканю удалось приостановить до решения суда исполнительное производство по санаторию им. Семашко. Но атакующая сторона предприняла новый маневр.

Держи вора
Судя по всему, именно этот прием использует наша нападающая сторона. Решено измазать в уголовщине того единственного, кто пытается воззвать к законности и порядочности в российско-украинских отношениях и кто является защитником украинской собственности в силу своих должностных обязанностей, – В.Товканя. На него заведено уголовное дело. Нет, пока не по факту неуплаты налогов. Этот ход, очевидно, у нападающих в резерве. По ч.1 ст.285 УК РФ - по факту превышения должностных полномочий в целях личного обогащения. Собственно, с той формулировкой, которую видит украинская сторона в деяниях бывшего главного врача санатория «Украина» Н.Бочарникова и которую в упор не видит в его деяниях наша российская прокуратура.
Вы не поверите, но заявление аж в Генеральную прокуратуру РФ с указанием на незаконные действия В.Товканя, выразившиеся в злоупотреблении своими полномочиями, и требованием привлечь его к уголовной ответственности написал ... сам Н.Бочарников.
Казалось бы, с какого он тут боку? Руководил другим санаторием, в другом городе, никак с Товканем по службе не пересекался, откуда может знать о превышении тем своих полномочий? Поди же ты, узнал. По мнению Бочарникова, это превышение состоит ни много ни мало из четырех эпизодов: 1)незаконной регистрации санатория им. Семашко; 2) незаконной продажи собственности санатория - незавершенных строек двух жилых домов; 3) фиктивной сдачи в аренду и эксплуатации одного из корпусов санатория; 4) незаконного отчуждения части земельного участка санатория и строительства на нем собственного дома.
Ежу понятно, что сам он такой информацией обладать не мог, ее, судя по фактам, он взял из акта проверки налоговиками санатория им. Семашко. Во-первых, странно, откуда у него этот сугубо служебный документ. Во-вторых, еще более странно, почему сами налоговики не передали выявившиеся факты в прокуратуру? Не потому ли, что знали их настоящую цену, всю их надуманность? Как бы там ни было, изобретательности Бочарникова или тех, кто за ним стоит, стоит поаплодировать. Перевести стрелки на того, кто является фактически главным и единственным на Кавминводах представителем украинской стороны, что может быть изящнее, нет, изощреннее?

Самые «бестолковые» - честные следователи
Генеральная прокуратура, как водится, пересылает жалобу в Ставропольскую краевую. Та - в Кисловодскую городскую прокуратуру. 21 октября прошлого года ее следователь А.Князев выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Товканя. Аргументы довольно убедительные.
1) Незаконная регистрация санатория является самой что ни на есть законной - это недавно подтвердил арбитражный суд Ставропольского края, куда по данному поводу обращалась налоговая служба и получила отказ.
2) Недостроенные дома Товкань продал на вполне законных основаниях - по генеральной доверенности, выданной украинской стороной. Та, являясь собственником, дала согласие на сделку. Цена сделки вполне приемлемая - почти полмиллиона рублей за недострой в виде двух полуразрушенных этажей. Начаты они были еще в 70-х, двадцать лет под дождями простояли. (Сравним с оценкой действующего санатория - всего лишь в пять раз дешевле. Чувствуете разницу? Да Товканю надо памятник ставить за умение торговать, а ему уголовное дело шьют! - А.Е.)
3) Не было никакой фиктивной сдачи помещений в аренду, а была сдача вполне легальная, на законных основаниях и с разрешения собственника фирме «Август». Мало того, ей были отданы полуразрушенные помещения, а она их восстановила в счет арендной платы (обычная в наше время практика, и тут надо памятник ставить - А.Е.) и начала совместную с санаторием эксплуатацию. Все документально подтверждено.
4) Нет состава преступления и в факте строительства Товканем собственного дома. Еще в 2002 году часть неиспользуемой территории санатория была передана городу - ввиду резко повысившейся арендной платы за землю. Четвертую часть из нее попросил для себя Товкань, и город пошел ему навстречу. (Товкань проработал пять лет мэром Кисловодска. Вот если тогда бы взял себе землю, еще можно было бы упрекать. Теперь-то зачем, ведь не подают же заявление в прокуратуру на тех, кто строит сейчас рядом с ним? - А.Е.) Есть постановление действующего мэра об отводе земли. Есть согласие собственника - Украины - на передачу земли городу. Правда, разрешение на начало стройки Товканем до сих пор в установленном порядке не оформлено, что является административным правонарушением. Но не уголовным.
Тут надо пояснить, что весь этот «букет» хозяйственных действий есть не что иное, как работа Товканя по наведению в санатории элементарного финансового порядка. Он стал его руководителем в 2001 году, принял не в лучшем виде. А тут еще цены на аренду земли, на воду, тепло, коммунальные услуги взлетели. Вот он с согласия собственника и расчистил «авгиевы конюшни» - освободился от всего лишнего, а оставшееся хозяйство перестроил так, что оно стало самоокупаемым. В общем-то, обычная работа любого нормального руководителя, и только человек, безграмотный в этих вопросах или сознательно передергивающий факты, мог увидеть здесь состав уголовного преступления.
Краевую прокуратуру не устраивает отказ в возбуждении уголовного дела против Товканя. Первый заместитель прокурора В.Кузнецов отменяет постановление А.Князева и возвращает материалы снова в Кисловодскую прокуратуру для дополнительной проверки. Дело попадает уже к старшему следователю М.Афонину. Результат тот же. В возбуждении уголовного дела снова отказано. Очень тактично, надо полагать для своего вышестоящего начальника, старший следователь разъясняет то, что известно прилежному студенту третьего курса юрфака. Товкань «не является субъектом преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ. Согласно примечанию к данной статье субъектами данного преступления являются должностные лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции ...в учреждениях Российской Федерации. Товкань указанными полномочиями не обладал, поскольку санаторий им. Семашко не относится к органам или учреждениям госвласти или местного самоуправления РФ».
То есть Товкань - не государственный или муниципальный чиновник, на которого распространяется эта статья.
Старший следователь не ограничивается 285-й статьей, проверяет действия Товканя и с позиций ч.1 ст. 201 УК РФ - использование лицом, осуществляющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации или в целях извлечения выгод или преимуществ для себя или других лиц. И здесь все нормально, отвечает следователь. Есть письмо госуправления делами президента Украины, где выражается полная поддержка действиям Товканя. Никаких «вопреки». Так что уголовное дело и по этой статье возбудить невозможно.
Кузнецова не устроило и это расследование. Он отменяет второе постановление об отказе и снова направляет дело в Кисловодск для новой дополнительной проверки. И снова тот же Афонин в третий раз отказывает в возбуждении уголовного дела. В его постановлении, датированном 21 декабря, уже не на четырех, как раньше, а на девяти(!) листах самым подробнейшим образом, с цитированием правовых актов, писем и документов, доказывается, что в действиях Товканя полностью отсутствует состав преступления.
Ну и бестолковые же эти кисловодские следователи. Не знают, что надо начальству. 30 декабря, фактически сразу после получения отказного постановления Афонина, Кузнецов отменяет его и... сам возбуждает уголовное дело в отношении Товканя! Причем аргументами себя даже не утруждает. «Принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст. 285 УК РФ» - вот фактически и все обоснование в его постановлении на полторы странички. Где он их нашел, эти «достаточные данные»? Сам вроде не расследовал, в постановлении Афонина их тоже нет. Откуда взял? Загадка.
Тем не менее уголовное дело завертелось. С Товканя взяли подписку о невыезде. Вызвали на допрос. Он обжаловал постановление Кузнецова в городском суде. Написал, что своим решением прокурор вмешался в хозяйственную деятельность другого государства. Но давно известно, жернова нашей репрессивной системы проще запустить, чем остановить. Кисловодский суд не внял доводам и оставил постановление Кузнецова в силе. Товкань обжаловал его в краевой суд. Дело пока на рассмотрении.
Но чем бы оно ни закончилось, результат достигнут. Товкань выключен из игры. Уже не собственность Украины защищает, а себя. Ходит на допросы, пишет объяснения, бегает с жалобами по судам. Вот и в редакцию газеты с жалобой пришел. А вчера еще сам писал требования. Вчера боролся с ворами, а теперь защищается. От кого? Неужели от них же?

Молох
«Да что вы за этих хохлов глотку дерете, вы что, не патриоты? Мы им и так даром Крым отдали! Вы лучше нашими «прихватизаторами» займитесь». Примерно так отреагировал один из читателей на нашу первую публикацию по «Украине».
Что тут ответить? Самое интересное, что в данном случае мы имеем дело именно с нашими, российскими «прихватизаторами». Наши чиновники увидели, что украинская собственность, как говорится, плохо лежит, и начали ее расхватывать. То же делали они в начале 90-х, когда плохо лежала российская собственность. То же будут делать, когда увидят любой другой, пусть даже американский, но плохо лежащий кусок. А может быть, кусок того же читателя.
И что самое ужасное, помощь им в этом окажет наша правоохранительная система.
И ведь все она делает вроде правильно. Ну, обратился в прокуратуру Бочарников. Обязана она проверить его письмо? Обязана. Вот и проверяет. Но есть проверки и проверки. Есть объективные, а есть - пристрастные, что мы и видим в данном конкретном случае. Всех проверяет налоговая служба? Всех. Такой порядок. И опять же, есть разные проверки. Есть и такие, как в нашем случае, которые очень смахивают на чей-то заказ. И по времени, и по результату.
Тут могут возразить: а что суетиться, если даже прокуратура или налоговая неправы, всегда можно обжаловать их действия в суде. Действительно можно. Но, во-первых, это денег стоит, и немалых. Кстати, силовики обращаются в суд беспошлинно, и у них есть юридические службы, мы же оплачиваем приличные пошлины и нанимаем адвокатов, которые тоже не дешевы.
Во-вторых, почему мы должны защищаться от власти, которая призвана нас охранять? Почему силовые структуры в последнее время все больше превращаются в структуры репрессивные? Как случается, что в одном случае, когда мы обращаемся за защитой, наша правоохранительная система ну прямо никакая: неповоротливая, безграмотная, неэффективная, одним словом, ни к чему не годна. Это настолько очевидно, что даже примеры приводить не надо. А в другом случае, когда она нас преследует, супероперативная и деловая? Загадка. Как бы то ни было, тот, кто стоит за приватизацией украинской собственности на Кавминводах, знает, как сделать ее суперэффективной. В своих интересах.
А то, что фигура за всем этим стоит большая и влиятельная, понятно. Она включает или выключает администрации городов-курортов, налоговую службу, службу судебных приставов, ОМОН, прокуратуру края. Она образует из них некоего Молоха, который по команде пожирает все на своем пути.
Одно бесспорно, действует он не в интересах России. Для России как государства выгоднее, чтобы соблюдались ее международные обязательства. Указанные два санатория являются собственностью Украины в соответствии с протоколом от 31 августа 2001 года. По этому же протоколу четыре других санатория в Крыму признаны собственностью Российской Федерации. Где гарантии, что не начнется подобный же процесс и на берегах Тавриды и не наложит на них свою мохнатую лапу уже украинский Молох?
России выгодно, чтобы за границей знали о нас как о правовом государстве, а не как о дикой степи с жизнью по понятиям. А именно такое впечатление оставляет украинцам кавминводская история. Стоит только почитать их письма, чтобы в этом убедиться. И все-таки каждое свое письмо они начинают в лучших традициях дипломатического эпистолярного жанра: «Государственное управление делами Президента Украины свидетельствует Вам свое уважение и имеет честь сообщить...» И заканчивают: «Пользуясь случаем, еще раз выражаем Вам свое глубокое уважение...»
Продолжают разводить дипломатию. А Молох читает да ест.
Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет