Вы здесь

Любитель малолеток

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Процесс скатывания юного создания по имени Иван Рогов на самое «дно» жители маленького поселка в Кировском районе могли наблюдать на протяжении многих лет. Почему он переступил черту? Что сыграло решающую роль в превращении обычного ребенка в отпетого негодяя? Социум? Ошибки в воспитании? Гены? Ответ на этот вопрос найти не просто. Но жители поселка уверены: в данном случае все что угодно, только не социум. Напротив, общественность билась за то, чтобы помочь парнишке. Только билась, как оказалось, что о стену горох. Без толку. Губительный процесс, разъедающий душу юноши изнутри, остановить не удалось никому. Начал Иван с мелкого хулиганства и воровства, а к 22 годам превратился в жестокого насильника.

Перевоспитанию не подлежит
- Ужасный человек! Никто в поселке ничего хорошего о нем не скажет! Таких как он называют «отморозки», - эмоционально охарактеризовала Ивана сотрудница поселковой администрации. И тут же по-бабьи жалостливо вздохнула, - была б мать рядом, а то что за воспитание...
Мать запила и ушла из семьи, когда Иван еще пребывал в «нежном» возрасте. Отец работал в колхозе, как мог заботился о сыне. Но воспитание своенравного пацана давалось одинокому мужчине нелегко. Трудный подросток постоянно попадал в передряги, с законом были явные нелады. А когда отец погиб, он и вовсе пустился во все тяжкие.
Есть, конечно, люди добрые на селе. Пытались перевоспитывать беспутного юнца, но у всех очень быстро опускались руки. Даже казакам, взявшим юношу на поруки, вскоре пришлось расписаться в собственном бессилии.
Кое-как Иван переростком закончил вечернюю школу. Сколотил вокруг себя компанию малолеток и стал самой настоящей бедой поселка. Пьянствовал, хулиганил, воровал.
Особую слабость питал к малолеткам противоположного пола.

Развращающая безнаказанность
Первой жертвой Рогова стала семиклассница Людмила Третьякова. Ей тогда было 14 лет. И для Ивана это не было тайной за семью печатями. С Людой, как и со всеми остальными своими жертвами, он был достаточно хорошо знаком.
В тот роковой день, 1 октября 2001 года, девушка шла домой из школы через парк, где и подверглась нападению Рогова. Средь бела дня он затащил бедняжку в подсобное помещение эстрады и там изнасиловал.
Своим горем семиклассница поделилась с близкой подругой и с классным руководителем. Потом об этом стало известно директору школы и участковому. Но официальное заявление, которое позволило бы привлечь насильника к ответственности, ни девочка, ни ее мама писать не стали. Понять их, конечно, можно: поселок маленький, огласка нежелательна, да и Рогова побаивались - да ну его, говорили, у него с головой не все в порядке, еще отомстит. Знали бы тогда, чем это молчание обернется, может, поступили бы по-другому.
Спустя девять месяцев окрыленный безнаказанностью Рогов решил повторить свой «подвиг». Новую жертву искать не стал. «Молчание ягнят» его вполне устраивало. Так Люда подверглась насилию во второй раз.
Девушка занималась конным спортом, а Иван на конюшне сторожевал. Улучив момент, когда конюшня опустела, он запер Люду в сторожке, принес водки и заставил несовершеннолетнюю девчонку, которая только-только окончила седьмой класс школы, выпить двести граммов. Изнасиловать одурманенного алкоголем ребенка труда не составляло.
На этот раз Людмила вообще никому ничего не сказала. Происшествие на конюшне всплыло только спустя пять месяцев. В ходе диспансеризации гинеколог обнаружил, что восьмиклассница в положении. Срок был уже приличный, о прерывании беременности и думать было поздно. По истечении положенного времени Рогов стал папой. Но только с биологической точки зрения. Фамилию и отчество сыну Люда дала свои.

Тяжелые последствия
Следующей жертвой стала тринадцатилетняя Таня Лесниченко. Ее Рогов схватил прямо на улице.
25 сентября 2002 года Таня со своей младшей сестрой и ее подружкой возвращалась домой с циркового представления. Ее спутницам захотелось сладостей. Они зашли в магазинчик, а Таня осталась их ждать на улице. В это время мимо проходил Иван. Особо не церемонясь, он схватил Таню за руку и повел онемевшую от ужаса девочку к себе, где, угрозами и нес-колькими затрещинами окончательно подавив волю ребенка, изнасиловал.
Сексуальное насилие стало причиной не только психологической травмы, мерзавцем был нанесен значительный вред физическому здоровью Тани. С последствиями медики борются до сих пор.

«Пухленькие щечки»
Но и на этом, как оказалось, Иван останавливаться не собирался. Его очередной «подвиг» по уровню подлости и цинизма переплюнул все предыдущие. На этот раз жертвой сексуального насилия стала младшая сестра его взрослых приятельниц. С ними он на протяжении многих лет находился в дружеских отношениях. Жил по соседству, был вхож в их дом. Можно сказать, что будущая жертва росла у него на глазах.
Теплым летним вечером 26 июля 2004 года Оля Голубкина, за четыре дня до этого отпраздновавшая свое двенадцатилетие, болтала с подружками на лавочке. Примерно в половине десятого к ним подсели Иван и его малолетний приятель Андрей Лопатин. С собой у них была бутылка водки. Как Рогову удалось склонить примерную Олю к совместному распитию спиртного – остается загадкой. Одно несомненно – обошлось ей это дорого.
Когда девочка захмелела, Иван пригласил ее к себе «на мороженое». Однако вместо мороженого последовала очередная порция водки. Тринадцатилетний Андрей ушел спать в другую комнату. Оле от выпитого стало плохо, и она попросила Ивана отвести ее домой. Дальнейшее помнит плохо. Помнит, что он обнял ее и стал что-то шептать про пухленькие щечки. Помнит, что стала отталкивать его и вырываться. Помнит, что он ударил ее по лицу и схватил за горло. Дальше не помнит ничего.
Этот пробел следствию потом помог восполнить друг Рогова. Среди ночи его разбудили громкие крики. Когда он вошел в соседнюю комнату, его глазам предстала жуткая картина: Оля кричит и отбивается, а Иван сидит на девочке верхом и душит ее. Андрей предпринял попытку помочь ровеснице, но до конца не довел: снова ушел спать.
Родные искали Олю всю ночь. Прочесали весь поселок. И только в половине седьмого утра старшая сестра наткнулась на знакомые детские тапочки на пороге дома, где жил Иван. Обнаженную Олю она нашла на полу в одной из комнат. Сестра находилась в прострации, жаловалась на боли. Врачи подтвердили, что девочку изнасиловали.
Следы рук на шее и кровоизлияния под оболочки глаз и век свидетельствовали об имевшей место механической асфиксии (удушении), в результате которой возникло острое нарушение мозгового кровообращения и потеря сознания. По заключению эксперта, еще пятнадцать секунд без кислорода – и жертва могла никогда уже не очнуться.
Заявление о привлечении Рогова к уголовной ответственности сразу легло на стол местному участковому. Но сам насильник в руки милиции попал только через полтора месяца. Его собственноручно отловил и доставил в отделение отец Оли.

Долгожданное правосудие
После того как Рогова заключили под стражу, заявления написали и другие жертвы. Все три дела были объединены в одно. Возглавил следствие старший следователь управления по расследованию преступлений прокуратуры Ставропольского края Николай Ваврентюк.
- Очень трудно было работать с потерпевшими, - признается следователь. – Так как все они были несовершеннолетними, допрашивали их в присутствии педагога и родителей. Но девушки все равно очень сильно переживали.
Прокурору отдела гособвинителей краевой прокуратуры Михаилу Сиротину, поддерживавшему гособвинение в суде, тоже было непросто. Но, во-первых, он располагал материалами, наработанными следствием. А во-вторых, помог опыт работы с детьми и подростками, приобретенный во время работы в отделе по надзору за соблюдением законов о несовершеннолетних.
- Со взрослыми намного легче. Дети теряются перед вопросами, не всегда могут четко сформулировать свою мысль. Допрос трех потерпевших в суде длился весь день. А нашего главного свидетеля по последнему эпизоду мы допрашивали пять часов, - вспоминает гособвинитель. – Мальчик настолько боялся Рогова, что расплакался в судебном заседании. И мы, воспользовавшись нормой закона, вывели подсудимого из зала суда и продолжили допрос уже без него.
Сторона защиты делала упор на то, что некоторые действия девочки совершали добровольно. К примеру, Олю Голубкину Рогов силой не заставлял пить водку, и домой к нему «на мороженое» она пошла добровольно. Но, когда речь идет о 12-летнем ребенке, такие доводы звучат сомнительно.
Из материалов комплексной психолого-психиатрической экпертизы жертв насилия следует, что все они «в силу возрастной незрелости, недостаточного жизненного опыта, неполной осведомленности в вопросах половых отношений и соответствующих социальных норм» не могли в полной мере понимать значение совершаемых с ними действий. Вместе с тем ни у одной из них не выявлено склонности к фантазированию, зато ярко выражены признаки повышенной внушаемости.
- Психологическая экспертиза подтвердила, что, несмотря на имеющееся расстройство личности, Рогов обладал способностью оказывать психологическое давление. Он действовал на своих жертв как удав на кролика, - утверждает Михаил Владимирович. – Немного уговоров, немного угроз – и они шли за ним, как овечки. Но в судебном заседании все потерпевшие были настроены решительно. Категорично и последовательно они уличали подсудимого в преступлениях, указывая детали, свидетельствующие о достоверности их показаний.
Суд признал полностью доказанной вину Рогова. Учитывая сроки, предусмотренные Уголовным кодексом за совершенные им преступления, и непогашенный условный срок, к которому подсудимого в 2003 году приговорил Кировский районный суд за сожительство с малолетней, судья Ставропольского краевого суда Игорь Курбатов назначил Рогову наказание в виде одиннадцати лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Марина ТИМЧЕНКО.
Материал подготовлен при содействии пресс-службы прокуратуры Ставропольского края. Имена и фамилии преступника, несовершеннолетних жертв и свидетеля изменены по этическим соображениям.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет