Вы здесь

На войну она ушла в 19 лет

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Подведены итоги краевой акции «Одолевшие судьбу». Среди лауреатов - фронтовичка Мария Павловна Солгалова.

...Чистый подъезд пятиэтажного дома на ул. Ботанической Ставрополя. На двери квартиры под номером 60 - красная звезда. Так раньше юные следопыты обозначали дома, где живут участники войны. Дверь открывает седая женщина с добрыми глазами. В этот день у Марии Павловны был день рождения, ей исполнилось 82 года, и она еще «не отошла» от поздравительных звонков родных и знакомых.
В уютной квартире - обилие цветов и комнатных растений. Настоящий дендрарий! Цветы - это, можно сказать, увлечение всей ее жизни. Страсть к ним она переняла у матери. Еще когда жили в 40-м году в селе Михайловском, неказистый домик Маршалкиных тем и выделялся, что утопал в цветниках. Жили трудно, в семье было восемь детей, может, поэтому и засаживали все вокруг цветами, чтобы в обыденность вошла красота.
- И как она вам в жизни помогала? Чего было больше - роз или шипов?
- Да всего досталось, через все прошла...
Шесть лет назад Мария Павловна пережила тяжелую утрату - схоронила мужа Тома Михайловича. Вообще-то у нее было два мужа. Первый - военнослужащий. Хотя она и прожила с ним 15 лет, но вспомнить нечего. А со вторым, которого она называла Толиком, они были вместе 31 год. С фотографий смотрит крепкий, темноволосый мужчина с очень колоритными усами. Его она очень часто вспоминает.
Муж 25 лет болел сахарным диабетом. В третьей горбольнице ему ампутировали ногу - осталась культя в 13 см. Три с половиной месяца, день в день, она провела рядом с ним, отлучаясь всего на какой-то час, чтобы посмотреть - все ли в порядке дома.
Как-то врачи решили выписать Тома Михайловича домой - смена обстановки могла ускорить выздоровление. А у него вдруг ночью раздулась культя, начались осложнения. Спасибо хирургу Валерию Королеву - он спас его тогда.
И получилось, что, вместо выписки, Мария Павловна провела в больнице еще свыше трех месяцев. По несколько раз в день промывала культю специальными растворами, делала перевязки. В общем, стала настоящей медсестрой. А попутно за другими больными в палате «утки» выносила. Подбадривала их, ставила на тумбочки цветок или зеленую веточку. Одним словом, была им как мать. Долгое время даже спала в палате на полу, хотя самой было уже под 70 лет. Об этом прознали врачи, и тогда женщине выделили в коридоре топчан.
Но сахарный диабет - болезнь коварная. Только приспособился Том Михайлович жить с одной ногой - чернота пошла по второй. И опять больницы, снова ампутация. В общей сложности жене вновь пришлось безвылазно провести с ним в стационарах около пяти месяцев. И откуда только силы тогда брались?
- А что же дети, родственники - не помогали?
- Родственники меня у постели больного не заменят. А детей у нас не было Моих детей война забрала...
...На фронт она ушла в числе добровольцев. Пятого апреля 1942 года ей исполнилось 19 лет, а через три дня Маша вместе с подругами уже изучала в Ростове устройство винтовки, как пользоваться гранатой, боеприпасами. Там она оказалась в 485-м десантно-артиллерийском полку. А через 20 дней группу повезли по огневым точкам, и девушка попала на аэродром. Она стала помощницей наводчика пулемета. Буквально через два дня приняла боевое крещение.
- Я стояла на посту, когда вдруг огромной тучей налетели немецкие самолеты. Посыпались бомбы, на земле все заполыхало. Наводчик направляет пулемет на цель, а я пулеметную ленту расправляю. Об опасности, страхе думать некогда. Наводчика ранило, у меня от контузии кровь из ушей пошла. Ничего не слышу. Схватила пулемет, веду огонь. Не знаю, то ли я, то ли кто другой попал в цель, но самолет упал.
Меня тогда хотели отправить в госпиталь, но я отказалась, лечилась в санчасти полка. И снова становилась к пулемету.
Как только немецкие самолеты перестанут бомбить, мы начинаем носить к другим орудиям снаряды. Один снаряд 16 килограммов весит, а мы их по два берем и - бегом по траншеям. Пупок чуть не развязывается от тяжести. У меня вес тогда был 46 килограммов. Сколько за войну снарядов перетаскала - не сосчитать. И под обстрелами, и под огнем...
В этом же полку Мария Павловна была разведчиком. Ливень хлещет или стоит 25-градусный мороз, а она сидит в окопе за специальным прибором и наблюдает «за воздухом» с вражеской стороны. Заметит в небе точку, «подпустит» немецкий самолет ближе, чтобы определить марку, высоту полета, скорость, в каком направлении движется, а потом - железку в руки и давай стучать по подвешенной рельсе. Комбат после этого дает команду: «К орудию!», и артиллерия бьет по цели.
- Кто тогда считался с тем, что мы женщины, будущие матери? - вздыхает фронтовичка. - Ватные штаны наденешь, они, мокрые, колом стоят. А оставить позицию, будь то день или ночь, нельзя. Почки застудила, но особенно тяжелые последствия были по «женской линии».
Мы тогда, правда, об этом не думали, болячки навалились уже после войны. Часто лежала в больницах, стала инвалидом.
На фронте М. Солгалова была до окончания войны. Победу встретила в городе Николаеве. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью Жукова, другими знаками отличия. Все они прикреплены к жилету, который Мария Павловна надевает по знаменательным датам. Недавно, к примеру, облачалась в него по случаю вручения юбилейной медали в честь 60-летия Победы.
- Жить сейчас можно, - говорит женщина. - Я получаю неплохую пенсию, денежную компенсацию как инвалид войны, а с 1 мая еще тысячу рублей прибавят. Одной, конечно, тяжело, но у меня много родственников - шестеро племянников, 12 внуков и шесть правнуков по линии братьев. Они навещают, поддерживают.
Но помощь участнице войны нужна и от ЖЭУ-3, руководства МУП «Водоканал» г. Ставрополя. В ванной надо поменять трубы и умывальник. Смесители тоже текут. Мария Павловна, несмотря на больные ноги, обошла всех, от кого зависит решение вопроса. Никто не отказывается, но и мер не принимает.
Прежде, когда Том Михайлович с великим трудом на двух протезах поднимался на пятый этаж, семья просила районных чиновников переселить в другой дом, не выше второго этажа. В администрации навстречу не пошли: дескать, нет такой возможности. А сейчас фронтовичка, не надеясь на положительный ответ, даже не ставит этот вопрос.
Но главное - жизнь продолжается, а впереди большой праздник - 60-летие Победы, которой они отдали силы, здоровье, молодость.

Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет