Вы здесь

В управдомы - не пойдут

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Новый Жилищный кодекс - это отчаянная попытка «разрулить» сложившуюся тупиковую ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. Фактически это - признание полной несостоятельности власти, неумения и нежелания разрешить главную проблему - создать людям достойные условия жизни. Россияне остались на обломках системы ЖКХ без прикрытия властей.

Будет ли помощь?
Вопрос предоставления субсидий - адресной социальной помощи - является ключевым в реформе ЖКХ.
Такое количество проколов законодателей в этом важнейшем вопросе не что иное, как «мина» замедленного действия. Очень трудно представить, как будут развиваться взаимоотношения собственников помещений разного назначения в домах, где жилые и иные помещения составляют одно целое. Жестких установок на этот счет нет. Чаще всего оплата расходов за содержание доли общего имущества дома от владельцев нежилых помещений вообще не поступает обслуживающим организациям.
Взаиморасчеты при оплате столь разных по своей специализации частей дома неминуемо вызовут конфликты между людьми. Сделать объективный расчет затрат обслуживания домов при таком положении дел будет делом нелегким. Добавит проблем и упрощенная процедура перевода помещений в нежилые без согласия жильцов дома - разрешения на это теперь выдают местные чиновники.
По логике Жилищного кодекса владельцы нежилых помещений должны стать участниками ТСЖ. Мне такое объединение представляется фантастическим. Очевидно, начисление субсидий по оплате жилья для населения гарантированно обернется очередной нервотрепкой, как и недавно проведенный первый этап монетизации льгот. Стало быть, «социальные потрясения» на эту тему применительно к ЖКХ еще впереди.
Создателями кодекса не продуман механизм предоставления субсидий жителям малоэтажных кварталов городов и сел, если дом содержится жильцами самостоятельно, и они сами обслуживают свои дома, без помощи организации со статусом юридического лица. Такого жилья в Ставропольском крае очень много, особенно в сельской местности.
Разумно вместо субсидирования букета разного вида копеечных услуг, предоставлять одну существенную и реальную для всех, к примеру, оплату энергоносителей для отопления. В северной стране это было бы вполне оправдано. Да и право на субсидию потребителей стало бы равным. Иначе неизбежно размер субсидий по оплате жилья всегда будет отличаться у нанимателей и собственников, проживающих в домах с разным уровнем благоустройства, подходом к обслуживанию, наличием нежилых помещений и с прочими особенностями. Это и сейчас имеет место.
Те, кто не имеет жилья, вообще не имеют и прав на субсидию от государства. Где вы видели людей, сдающих жилье официально, да еще и регулярно выплачивающих налоги? При жутком дефиците жилья кто же сообщит о теневом найме с перспективой потерять не только виртуальные субсидии, но и жилье как таковое.
Появляется противоречие с главной идеей реформы. Может быть, на это и делается расчет, и нас в очередной раз обманывают?
Остап Бендер знал несколько сот относительно честных способов отнять деньги у населения. Не брезгуют ими и современные «комбинаторы».
В новом кодексе предельно ясно указано на то, что субсидии должны выдавать местные органы власти или уполномоченные ими учреждения - т.е. организации, не созданные с целью получения и распределения прибыли между учредителями.
Местные власти законы не спешат выполнять. Например, в городе Ставрополе распределением государственных субсидий почему-то много лет занимается акционерное общество, причем до недавнего времени доля города в этом коммерческом предприятии составляла не нынешние девяносто, а лишь девять процентов и без участия государства.

«Колхоз» - дело добровольное
«...Придется переквалифицироваться в управдомы».
Эта фраза уже упомянутого литературного героя вспоминается, если рассматривать некоторые нововведения в жилищном законодательстве.
Объединяйтесь, разбегайтесь, словом, дорогие соотечественники, спасайте свое жилье как сумеете. Развалится дом - ваши проблемы. Ни государство, ни муниципалитет ничем уже не помогут. Даже на переходном этапе слуги народа не желают утруждать себя разработкой жизнеспособных вариантов управления жилыми домами.
Сейчас муниципалитет краевого центра с упорством, достойным лучшего применения, пытается насаждать только лишь одну из множества возможных форм управления домами - управление через созданное жильцами юридическое лицо, чаще это товарищество собственников жилья (ТСЖ). А ведь это далеко не лучший способ управления, если не худший и, более того, необязательный. И даже если ТСЖ существует, состоять его членом вовсе не обязательно. В этом вопросе уже давно поставлена точка Конституционным судом.
Большинство таких принудительно созданных объединений рано или поздно развалятся. Это уже имеет место в большинстве подобных организаций, например, садовых или гаражных. Следует отметить, как и прежде правовые нормы о ТСЖ распространяют свое действие на жилищные, дачные и гаражные комплексы. Садовые объединения из этого перечня удалены - жилье в них сезонное, а отношения регулируются законодательством о садоводстве.
Тогда зачем все это? Зачем искусственно насаждать ТСЖ. Ответа два. Или другого выхода нет из-за уникальных особенностей объекта недвижимости. Или из-за лукавства должностных лиц, «оседлавших» процесс. Третьего не дано.
Для делопроизводства в этих организациях потребуется немало работников - один перечень обязательной документации длительного хранения на дом занимает страницу. Оплачивать эту деятельность будем мы с вами. Только чтобы собрать жильцов для решения простых вопросов, необходим целый штат. Подготовка и рассылка приглашений, оформление выписок из протоколов, подсчет городов и т.п. Сидя у печки, как известно, нельзя не согреться, а учитывая способность к «размножению» наших бюрократов, перспективы вырисовываются не внушающие оптимизма.
Да кому это нужно? И за все платить? Но есть же для этого местная власть. Вот и пусть занимается реальным делом под нашим контролем. В конце концов, именно для этого мы и платим налоги.

С учетом нынешней неразберихи от каких-либо движений в вопросах управления жильем. Стоит присмотреться и хорошо подумать о том, что реально делает местное руководство. Теперь слово за ними.
Конечно, еще многое будет меняться и поправляться. Окончательные выводы и прогнозы делать пока рано, но есть основания предполагать, что они не будут утешительными.
Посмотрите, что происходит повсеместно в органах местного самоуправления, например, у нас, в Ставрополе? Существует ли реальная возможность у рядового жителя повлиять на их работу? То же получим и в этих самых ТСЖ-кооперативах.
Мой жизненный опыт подсказывает - не захотят и не будут жители тратить время на всю эту бюрократическую дурь. Не пойдут они в управдомы! Скорее выйдут на улицы...

Владимир ВОЛКОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет