Вы здесь

Мария Писаренко: «Когда мне грустно - беру в руки пасхальное яйцо»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Завтра Пасха - Светлое Христово воскресение, праздник праздников. Православные пойдут на торжественное богослужение в церковь и потом будут дарить друг другу куличи и крашеные куриные яйца. Откуда пошел обычай расписывания яиц? И дарить их своим родственникам и знакомым? Об всем этом не спеша беседовали мы с преподавателем Ставропольского техникума экономики, коммерции и права Марией Алексеевной Писаренко, одновременно рассматривая ее уникальную коллекцию пасхальных яиц.

Символ весны и возрождения
- Вот деревянная писанка, - показывает яркое чудо Мария Алексеевна. - Ритуал ее росписи уходит корнями в глубочайшую даль веков, в язычество. Яйцо издавна считалось символом весны, зарождения, пробуждения, я бы сказала, символом жизни. В народных сказаниях славян чудо-птица каждое утро несла по золотому яйцу. Его блеск прогонял ночную тему и зимнюю стужу. Золотое яйцо фигурирует и в русской народной сказке. Помните: «Дед бил-бил - не разбил...»? А вот обычай дарить красные куриные яйца именно на Пасху ведет свое начало от мироносицы Марии Магдалины, которая по вознесении Господнем пришла в Рим проповедовать Евангелие и, представ перед императором Киверием, подала ему яйцо - символ жизни - со словами: «Христос воскресе!» Тот ответил, что прежде куриное яйцо станет красным, чем он поверит этому. И случилось чудо: белое яйцо обрело цвет крови Христа, который даровал своим воскрешением жизнь вечную...
Свою коллекцию пасхальных яиц (а это - ни много ни мало более 500 экспонатов) Мария Алексеевна начала собирать примерно четверть века назад. А толчком послужило то, что у ее мамы Прасковьи Кирилловны в комоде давно лежало зеленое стеклянное яйцо - как бы наследство от родителей. Оно-то (как впоследствии оказалось, «Сувенирное пасхальное яйцо из разноцветного смальтового стекла. Начало XX века. Название «Феоктиста») и стало первым в коллекции Писаренко.
- До этого много раз видела это яйцо, - говорит Мария Алексеевна. - И не обращала на него внимания. А тут вдруг оно для меня как-то особо зазвучало. И от него повеяло добром и теплом...
Подтверждаю. Старинное зеленое яйцо как будто теплое на ощупь. То же самое можно сказать и о других экспонатах, расставленных на полках под стеклами. Чего тут только нет! Чудесные елочные игрушки в форме яйца, стеклянные, деревянные, керамические, фарфоровые, хрустальные, металлические, костяные, шелковые яйца. Есть здесь бисерные яйца, яйца-часы, свечи в форме яйца, а также из полудрагоценных камней: янтаря, яшмы, малахита, оникса, селенита (лунного камня). А вот очень редкий камень симбирцит. Он формировался 70 миллионов лет назад (!) в пустотах раковин - аммонитах. Камень состоит из нескольких минералов, а яйцо из него Писаренко купила на выставке камней, которую привезли несколько лет назад в Ставрополь мастера из Санкт-Петербурга.
Все экспонаты домашней «выставки» Марии Писаренко различаются по материалу, из которого сделаны, по форме, по росписи и по промыслам. Сведения о каждом яйце записываются ею в особый журнал. «Все это лица, события, мазки жизни во мне и вокруг меня. Куда бы я ни пошла, ни поехала, какое-то событие, чей-то подарок - все это обозначено у меня конкретным яйцом».

Экспонаты со всего мира
Что ж удивительного. По сути дела, яйцо - это начало жизни. А потому пасхальные яйца распространены не только в России, но и по всему миру. Самый эпатажный художник XX века Сальвадор Дали тоже любил форму яйца. Гигантские яйца и сейчас находятся на крыше, стенах и во внутреннем дворике его музея-театра, что находится в испанском городке Фигерас. В Германии, Никарагуа, Непале, Франции, Бельгии любят пасхальные яйца в виде музыкальной шкатулки. Несколько таких яиц-сюрпризов есть и в коллекции Писаренко. А еще пакистанское яйцо из стекла, индийское - из резного дерева (а внутри птичка), английское на ножках (рубеж XIX-XX веков) и современное яйцо-шкатулка, голландское фарфоровое, чешские и украинские деревянные писанки.
Заглянешь в черное яйцо из обсидиана - и увидишь свое отражение. Шары и зеркала из этого камня применялись средневековыми предсказателями для «вызывания» пророческих видений. Яйцо в лебеде изготовлено на Казанском предприятии художественных промыслов. Это один из древнейших видов художественной обработки металла - скань или филигрань. Она известна уже с IX века.
В центре экспозиции - яйца с ликами святых. «Ищите и обрящете», - заповедал Спаситель. На Руси Православной издавна любимы деревянные писанки с мотивами в виде травы, листвы деревьев (возрождение природы), а также золотых колосьев - символа обильного урожая. Но исконный смысл и сами сюжеты росписи пасхальных яиц постепенно были забыты. В этом жанре «елизаветинское» письмо завершилось чисто светским декором знаменитого Фаберже - неизменным оставалась только форма расписываемого изделия. И только сейчас возрождается исконная символика цветов. Так, каноническое изображение Георгия Победоносца в трех цветах - белом, красном, голубом - обозначает поражение косной природы и тьмы. Это помнят и воплощают в своих работах российские мастера. Возрождается и русская тематика. В Кисловодске Мария Алексеевна купила, к примеру, семейство из десяти фарфоровых яиц-матрешек. У каждой из них свое - чисто русское - лицо.
Свое «лицо» и у других ее «друзей». «Когда мне грустно, беру в руки яйцо. Я их всех знаю, как людей. И с закрытыми глазами определяю, что и где у меня стоит. Своим собиранием пасхальных яиц я хочу показать многоликость, многообразие мира».

«Заразила» всю семью
Увлечение Марии Алексеевны «захватило» и всех ее родных. Муж - Владимир Владимирович Чеверда - не только не запрещает супруге покупать все новые и новые экспонаты для коллекции, но и сам привозит ей из командировок что-нибудь уникальное. Недавно подарил питерское яйцо «Ландыши». Замужние уже дочери Светлана и Татьяна тоже по возможности пополняют мамину экспозицию. Очень нравятся пасхальные яйца и внуку Марии Алексеевны Кириллу, который назван в честь своего прапрадеда Кирилла Грисенко.
- Мой дед Кирилл, - вспоминает Мария Писаренко, - был удивительным садоводом. В колхоз он не вступил, был единоличником. И его вместе с многочисленной семьей (пятеро детей и 13 внуков) выселили на окраину села Октябрьского Ипатовского района. Но он и там вырастил просто шикарный сад. Это ее зеленое стеклянное яйцо стало основой моей коллекции. Горжусь я и своим отцом-фронтовиком. Он был в войну разведчиком, награжден медалью «За отвагу», орденом «Красной звезды», другими орденами и медалями. Но самое главное - он был очень творческим человеком. Сам построил дом для семьи, делал красивую мебель, всем помогал. До сих пор в селе сохранились и дома, им построенные, и даже орудия труда: лопаты, тяпки, многое другое...
Вернемся, однако, к коллекции Марии Алексеевны. Недавно с ней связались сотрудники Ставропольского краеведческого музея имени Г. Прозрителева и Г. Праве и попросили ее выставить свою экспозицию в филиале музея - усадьбе художника Смирнова. Так что скоро ставропольцы смогут увидеть уникальные авторские работы - пасхальные яйца со всего мира: малютки в плетеных корзинках, яйцо в часовне Богоматери Владимирской, «крякающее» яйцо, из которого вылупился утенок, яйцо из кожи с росписью (виды Москвы) и орнаментом, из цветного стекла (а внутри аленький цветочек), французскую солонку с цыпленком, яйцо с вышивкой бисером по бархату.
Каждое яйцо можно рассматривать, поворачивая вокруг его оси. «Форма живописи здесь круговая, - поясняет Мария Алексеевна. - Авторские работы мастеров из гжели, хохломы, Гусевского хрустального завода, Дядьковского фарфорового предприятия, кисловодского «Феникса» нужно брать в руки и смотреть - «читать» со всех сторон».

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Фото Бориса Константинова.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет