Вы здесь

В горах Кавказа

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Осенью 1942 года после тяжелых боев остатки нашей первой курсантской бригады и других частей, отступавших от населенного пункта Чиколы в Северной Осетии, влились в состав 351-й стрелковой дивизии. Дивизия обороняла Военно-Осетинскую дорогу перед Мамисонским перевалом.

Нас распределили по батальонам и ротам 1157-го и 1159-го полков. И вновь начались кровопролитные изнурительные бои с превосходящим по численности и вооружению противником.
Наши командиры не имели опыта ведения боев в горах. Фашисты заняли господствующие высоты, и мы несли большие потери. Бойцы, прибывающие через Мамисонский перевал из Грузии на пополнение наших частей, погибали в течение 2-3 дней.
Только после того, как наше командование изменило тактику, мы начали выбивать противника с занимаемых им высот. Перед рассветом бесшумно подползали к окопам противника, забрасывали окопы врага гранатами, врывались на высоту и в рукопашном бою добивали врага. Так, ценой собственных жизней и крови, учились воевать в горах. 17-18-летние курсанты, по существу мальчишки, вместе со старшими красноармейцами сражались за каждый метр советской земли.
В конце ноября начались обильные снегопады, мела пурга. Морозы достигали до минус 20 градусов. Дорогу через перевал замело снегом. Прекратилась связь с тылом, не было нового пополнения бойцов и командиров, завоза продовольствия. С января 1943 года, в течение недели суточная норма питания на одного бойца составляла один сухарь, одну селедку и 100 граммов спирта. С 10 января не получали никакой пищи, по существу голодали. В таких тяжелых условиях наши малочисленные полки (оставалось примерно по 70-90 человек личного состава в каждом полку) отбивали атаки врага: румынской горно-стрелковой дивизии, венгерских и немецких частей.
В нашей роте осталось в строю 10 человек - командир роты и 9 бойцов. От голода не было сил хоронить убитых...
Меня и моего земляка Василия Ходосова комроты послал в тыл в Нижне-Томисск найти какую-либо пищу. На дороге мы нашли замерзшую, распухшую убитую лошадь. Из крупа лошади я вырубил топором большой кусок мяса. В роте мясо разделили на 10 частей и начали варить, часто меняя воду. Соли не было. Вареное мясо имело привкус испорченного, но голод не тетка.
Враг знал о нашем бедственном положении и пытался через установленные на занятых им высотах громкоговорители призывать нас сдаться в плен. Огнем из орудий, минометов и всех видов стрелкового оружия мы уничтожили радиостанцию врага. Бои стали носить более ожесточенный характер.
14 января 1943 года через Мамисонский перевал пришло пополнение. Бойцы 1161-го полка в течение 10 дней лопатами прокопали снежные заносы в дороге через перевал. Несколько лошадей с грузом сорвались в пропасть. Нас сразу же накормили, дали колбасы и других продуктов. Отвели в тыл, накормили горячей пищей. Сделали санобработку. Дали день отдыха.
На другой день собрали всех на митинг. Назвали нас героями, переписали всех для награждения. Но наград мы никаких не получили. А после митинга - снова в бой громить врага.

А. В. ТАМБОВЦЕВ,
участник обороны и освобождения Кавказа, ветеран 351-й стрелковой дивизии, инвалид
Отечественной войны I группы,
г. Ставрополь.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет