Вы здесь

Глухота - это еще не конец света

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В Кисловодске детей с нарушениями слуха и речи готовят к учебе в обычной школе.

По данным, приведенным министром здравоохранения и социального развития России М. Зурабовым, в нашей стране более миллиона детей с поражениями слуха. И число их катастрофически растет. Причем, по статистике, только у 25-35 процентов детей глухота является наследственной, когда ею страдали один или оба родителя, а 65 процентов малышей с нарушениями слуха рождаются в обычных семьях. Причины - разные: внутриутробные инфекции плода, родовые травмы, «залечивание» ребенка антибиотиками и т.д.

Надо ли говорить, насколько тяжело воспринимается такая патология в семьях? Пестуя ребенка, мать ждет, что вот-вот он издаст желанные «ма» или «па», но проходят месяцы, минует год, а малыш остается глух и нем. По мнению специалистов, в таких случаях очень важно на раннем этапе проверить реакцию ребенка на слух, чтобы выяснить - глухой он или слабослышащий? Выявляет нарушения слуха и дает заключение врач-сурдолог. В Ставрополе это делается в краевом сурдологическом центре.
Но какова участь таких детей в дальнейшем? Как правило, их ждут специализированные (коррекционные) дошкольные учреждения и такие же школы - 36-я школа-интернат для глухих детей в Ставрополе и школа для слабослышащих детей в Пятигорске. Но как бы ни старались педагоги, специалисты по развитию речи, судьба таких ребят в большинстве случаев незавидна. Многие лишены возможности получить специальность и работу, вынуждены всю жизнь изъясняться на языке жестов, получать от государства мизерное пособие по инвалидности.
А можно ли из глухого или слабослышащего ребенка сделать нормального человека? Оказывается, можно, если он попадет в руки специалистов Московского центра слуха и речи «Верботон-М». Но ехать для этого в столицу не надо, поскольку центр имеет несколько филиалов в стране и один из них действует в городе Кисловодске.
На базе Центра проводится реабилитация детей с нарушениями слуха и речи. Причем на высоком уровне - с использованием современных зарубежных методик, передовых западных технологий и специальной акустической аппаратуры французского производства.
- Чем раньше ребенок поступает в наш центр - желательно до трех лет или в трехлетнем возрасте, - говорит президент Ассоциации центров слуха и речи «Верботон-М» Б. Коростелев, - тем лучше бывает результат. Задача специалистов - в течение трех-четырех лет подготовить малыша к школе. Чтобы тот мог учиться не в коррекционном учреждении, а в обычной школе. К семи годам он должен слышать, понимать и различать речь на расстоянии шести метров в затылок и сносно разговаривать. Общение жестами и чтение по губам у нас запрещено. Почему важно расстояние в шесть метров в затылок? Чтобы, находясь в классе, ребенок смог все воспринимать на слух как обычные учащиеся...
Детей в Кисловодский филиал родители привозят из разных регионов страны. Нередко - по два-три раза в год. В Центре с ними работают высококвалифицированные специалисты из Москвы, успешно владеющие современными технологиями и методиками. В течение пяти лет (с 2000 по 2005 годы) филиал возглавляла Радмила Тер-Григорьянц, входящая в пятерку ведущих дефектологов страны, прошедшая специальное обучение в Хорватии, Швейцарии и Франции, где накоплен богатый опыт такой работы. Недавно теперь уже бывший директор филиала назначена заместителем начальника отдела социальной защиты детства и специального образования Минобразования РФ. Одна из ее задач - разрабатывать проекты законов, правовых актов для реализации права на образование лиц с отклонениями в развитии и ограниченными возможностями здоровья. Такие документы сейчас крайне необходимы.
«Владения» кисловодского филиала небольшие - всего несколько кабинетов. Они оснащены импортным оборудованием, необходимыми наглядными пособиями. В одном из кабинетов четырехлетний Даня, надев наушники и взяв в руки вибратор, занимается с Н. Воробьевой - одним из ведущих специалистов страны в дефектологии. Даниил приехал с мамой из Кабардино-Балкарии, у него тугоухость III-IV степени (не говорит, не слышит, изъясняется жестами). Это уже третий приезд Е. Батыровой с сыном в город-курорт. О филиале она узнала от сестры, которая учится в Кисловодском медучилище.
Начальный этап обучения - так называемая «звуковка». С использованием специального оборудования отрабатываются все звуки русского языка. На это уходит от одного года до двух лет.
На втором этапе ребенок понимает и говорит слова, а через 2-3 года воспринимает обращенную к нему речь в затылок. Но непременное условие - после уроков в Центре слуха и речи дома с детьми должны постоянно заниматься родители. Их этому в центре обучают, им дают расписанные «от» и «до» тематические задания. Это тяжелый труд, но он крайне необходим, чтобы достичь результата.
А второе, тоже обязательное условие - дети с нарушениями слуха должны с утра до вечера носить слуховые аппараты и посещать обычные детские сады, а позднее - школы. Законодательство это позволяет, но не позволяют чиновники. Эту стену равнодушия нужно разрушить.
Впрочем, она уже начинает ломаться. Несколько детей, прошедших реабилитацию в Центре слуха и речи, учатся в обычных школах Пятигорска, Краснодара, Кропоткина, Ростова-на-Дону. Шесть лет периодически занимался в Кисловодском филиале мальчик с III-IV степенью тугоухости из Ставрополя. Сейчас он заканчивает среднюю школу, готовится поступать в вуз, занимается спортом. Практически ничем не отличается от сверстников. Современные слуховые аппараты таковы, что их совершенно не видно. Это своего рода маленький компьютер в ухе.
В Центре слуха и речи делают большое дело - интегрируют глухих и слабослышащих детей в общество, делают их жизнь полноценной. С них даже потом снимается инвалидность. А значит, в выигрыше все - люди, общество, государство.

Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет