Вы здесь

Бизнес и власть должны сотрудничать на взаимовыгодных условиях

На прошлой неделе Комитет СК по лицензированию отдельных видов деятельности совместно с ОПОРой России провел заседание двух рабочих секций «Проблема совершенствования системы государственного контроля» и «Лицензирование как цивилизованная форма государственного регулирования развития бизнеса». Они были подготовлены начальником отдела организационно-аналитической работы и контроля Кариной Бахметьевой и главным юрисконсультом Еленой Кобзевой. Проводились секции в рамках научно-практической конференции «Пути и методы совершенствования государственного регулирования рыночной экономики на современном этапе», старт которой был дан 25 мая в Железноводске. Целью конференции является выработка предложений по снижению административных барьеров и совершенствование законодательства, регламентирующего деятельность предпринимательства и взаимоотношений бизнеса и власти.

Первое упоминание об учреждении контрольного характера относится ко второй половине XVII века. Тогда был создан Приказ, в обязанности которого входило: «ведать всего Московского государства приход, расход и остаток по книгам за многие годы». Он играл роль своеобразного казначейства, занимаясь ревизией, хотя эта работа не сопровождалась никакими документами, что приводило к простой арифметической проверке голых цифр.
Петр I четыре раза менял устройство ревизионного органа. Однако фактически работа контрольного ведомства не давала должных результатов. Повсеместно, как в центре, так и на местах, наблюдалось злоупотребление полномочиями. И это несмотря на то, что в функции Ревизион-коллегии (такое название получил контролирующий орган) входила обязанность судить и наказывать чиновников за финансовые правонарушения.
В целях усиления контроля в государстве Екатерина II значительно увеличила число чиновников Ревизион-коллегии и разделила ее на 6 департаментов, каждому из которых было предоставлено право действовать самостоятельно. Позже при Сенате была учреждена Государственная экспедиция, в компетенцию которой входила проверка отчетов казенных палат и столичных присутственных мест. Таким образом, Екатерина II сделала значительный шаг в развитии контрольного дела в России.
На протяжении всего XVIII века верховная власть путем проведения многочисленных реформ пыталась наладить работу ревизионного хозяйства. Правительство понимало, что состояние государственной казны напрямую зависит от порядка в ведении финансовых дел, а следовательно, от состояния государственного финансового контроля.
Прошло два столетия. Какие бы формы государственного контроля ни создавались - удовлетворения от их работы не наступало. Эта проблема актуальна и в наши дни. В апреле нынешнего года президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном обращении к Федеральному собранию подверг резкой критике действия чиновников, назвав их всех «надменной кастой». Дело в том, что планы по удвоению ВВП и развитию малого и среднего бизнеса натыкаются на всевозможные административные барьеры.
Вот один из таких конкретных примеров, недавно произошедших на территории нашего края. В Труновском районе при проверке одного из магазинов налоговыми органами были обнаружены 3 бутылочки коньяка без акцизных марок. В ходе дальнейшего разбирательства выяснилось, что на них есть соответствующие накладные, товар был получен 8 месяцев назад, но не был полностью реализован. Наверняка акцизы просто-напросто отклеились и затерялись, однако налоговики выписали штраф за 300 граммов безакцизного коньяка на... 40 тысяч рублей.
Таких примеров можно приводить бесконечное множество, но давайте обратимся к результатам социологических исследований, проведенных Объединением предпринимательских организации России - ОПОРой России - в 2005 году в рамках исследовательского проекта «Условия и факторы малого предпринимательства в регионах». Так, 41,3 процента опрошенных предпринимателей по ЮФО заявили, что наибольшее количество проблем малому и среднему бизнесу доставляют налоговые органы, 21,2 процента - милиция, 20,2 - санитарно-эпидемиологический надзор.
Однако еще более интересными оказались результаты опросов сотрудников органов контроля и предпринимателей на вопрос о причинах конфликтов во время проверок деятельности малых предприятий. Конечно же, мнения проверяющих и проверяемых не могут полностью совпадать, но обнаруженная разница, по меньшей мере, настораживает. В качестве одной из причин конфликтов только один представитель контролирующих органов назвал «превышение должностных полномочий», зато ту же причину обозначили 17 процентов предпринимателей от числа опрошенных. «Поведение проверяющих» обозначили 4 процента контролеров против 11 процентов предпринимателей, «суровые санкции за нарушения», соответственно, - 19 против 38, и так далее. В чем и те и другие оказались согласны, так это в том, что в законодательстве не четко прописаны правовые нормы.
Приведенными выше цифрами не хочется чернить контролирующие органы и исключительно в выгодном свете представлять предпринимательство, так как все мы, являясь потребителями товаров и услуг, хотя бы раз сталкивались с нечестными продавцами, некачественными товарами, хамством и другими нарушениями со стороны малого бизнеса. По некоторым оценкам, сейчас действуют более 50 органов федеральной, региональной и местной властей, контролирующих предпринимательство. Однако нарушений на рынке товаров и услуг еще достаточно много. Так, по данным МВД, только в 2003 году на потребительском рынке страны, где большую часть составляют субъекты малого предпринимательства, было выявлено 45 тысяч экономических преступлений, а также 1500 случаев незаконного предпринимательства, производства и сбыта продукции.
Все эти факты обязывают в срочном порядке принять какие-то решения по налаживанию взаимоотношений между бизнесом и властью, наведению порядка на потребительском рынке. Это в свою очередь сможет стать главным толчком в развитии малого и среднего бизнеса в стране и на Ставрополье в частности.
Именно такие решения попытались найти собравшиеся представители власти и предпринимательства во главе с Комитетом по лицензированию отдельных видов деятельности. Всего они приняли 15 рекомендаций, которые должны быть рассмотрены соответствующими органами. Участники заседания пришли к выводу, что самое главное - необходимость ограничить число проверок, четко определив условия проверок повторных и внеплановых. К тому же на их проведение проверяющие должны получать соответствующий документ, будь то направление, ордер либо предписание. Во-вторых, надо установить, что задача государственного контроля не только в проверке соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных законами РФ и актами правительства, но и в профилактике нарушений, предусматривающей выявление их причин, анализ, разработку и реализацию мер по их устранению. В-третьих, законодательно обосновать обязанность и ответственность предпринимателей вести журнал учета проверок, а проверяющих - регистрировать в нем факт проверки. Сама же проверка должна заноситься в специальный акт о ее проведении, один экземпляр которого необходимо оставлять у проверяемого.
Все это поможет развитию малого и среднего предпринимательства, а также будет способствовать урегулированию взаимоотношений бизнеса и власти.

Геннадий ТКАЧЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет