Вы здесь

«Город, где культура не в почете»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Так назвал свой родной Ставрополь известный в стране и за рубежом музыкант, менеджер, продюсер Валерий Дольников. Утверждение спорное, но послушать человека, которому есть с чем сравнить нашу культурную обстановку, - не мешает.

- Валерий Семенович, судьба «побросала» вас по свету немало: пришлось поработать солистом-скрипачем в лектории Ставропольской филармонии и там же администратором, музыкальным педагогом и замполитом штаба гражданской обороны на Чукотке, звукорежиссером на Ставропольской телестудии, художником-оформителем на мясокомбинате и вторым дирижером симфонического оркестра Ставропольского фонда культуры, побывали и в Израиле...
- По молодости все кажется более простым и доступным. Так и я, помимо всего прочего, усиленно сочинял в то время вокальную и инструментальную музыку. Сделал запись своих произведений, и поехали мы вместе с известным ставропольским тенором Георгием Тарановым в Москву, на студию «Мелодия». Это был 90-й год. Худсовет студии одобрил мои сочинения и разрешил «писать» пластинку. Но все равно нужны были какие-то стартовые деньги. «Спонсорами» могли тогда выступить только краевое управление культуры либо Фонд культуры. Но что-то не сошлось. Мне все эти мытарства в конце концов надоели. Взяли мы с женой своих двоих детей и уехали в Израиль. Информации об этой стране тогда не было никакой. И мы, конечно, сразу «влипли». Через день после нашего приезда началась война в Персидском заливе. Ирак обстреливал Израиль, бомбежки каждую ночь. А мы сидели буквально под ракетами в Хайфе. Потом вроде жизнь наладилась. Стал работать художником, устроил выставку своих картин в Тель-Авиве.
Познакомился и подружился со многими музыкантами. Приезжал в Советский Союз, занимался организацией концертной и гастрольной работы. Но эта «ниша» в Израиле давно уже «забита». Страна-то маленькая, меньше нашего края во много раз. И вернулись мы назад в Ставрополь, где я (теперь уже со своими связями в Москве) смог наладить что-то типа альтернативы краевой филармонии. Горжусь тем, что в середине 90-х годов первым познакомил ставропольцев с творчеством Вадима Казаченко, Леонида Агутина, Софии Ротару, ансамбля «Золотое кольцо». Тогда их в России мало кто знал, а вот в США и Европе принимали «на ура». Провел я по краю (тур из 16 концертов) и фестиваль «Играй, гармонь» братьев Заволокиных. А 9 мая 1998 года привез в Ставрополь народных артистов СССР Муслима Магомаева и Тамару Синявскую, которые дали ослепительный концерт в ДК и СП.
- По сути дела все это - работа госфилармонии...
- Тут еще такая ситуация. Во всем мире коллективы и артисты, работающие с классическим репертуаром, - на дотации государства, а эстрадные - на самоокупаемости. Советские филармонии выходили из положения благодаря сторонним (приглашенным) эстрадным коллективам. Так было и в Ставрополе. По всей стране гастролировали, работавшие под «крышей» Ставропольской краевой филармонии ВИА «Оризонт», «Надежда», «С песней по жизни» и другие. За их счет жили и классические коллективы, и четыре музыкальных лектория, которые ездили с концертами по детсадам, школам, вузам, предприятиям края. Но постепенно ушли и эстрадные коллективы, и лектории. И эту брешь в концертной и воспитательной деятельности госфилармонии ничем не компенсируешь.
- Ушло одно, но появилось другое: симфонический оркестр исполняет большие симфонические «полотна» Гайдна, Моцарта, Чайковского, Дворжака. Интересные программы представляет на суд зрителей недавно созданный камерный хор, а также ансамбль песни и танца «Слобода». Работает в отреставрированном здании краевой филармонии и детская филармония: дети здесь учатся петь, танцевать и сами уже дают концерты и даже детские оперы и музыкальные сказки.
- Но все это опять-таки только в здании филармонии. Вот посмотрите два таких примера: рядом с нами работают (и очень успешно) две замечательные филармонии - Федеральная на Кавминводах и Краснодарская. И там, и там по 20 коллективов, причем, очень мобильных - и классических, и эстрадных. Все они друг друга дополняют и гастролируют по региону и по стране. Краснодарский оркестр народных инструментов «Виртуозы Кубани» в прошлом году получил «Гран-при» на Всероссийском конкурсе коллективов народных инструментов. Это говорит прежде всего о высоком исполнительском уровне артистов филармонии.
- Артистка Ставропольской филармонии, певица Ирина Белая тоже стала в этом году лауреатом сразу двух конкурсов - Всероссийского и Международного.
- Но это скорее исключение из правил. Тут дело даже не в самой филармонии, а в отношении к культуре. В 2003 году я привез на весенние каникулы джаз-оркестр Ростовской детской джазовой школы имени Кима Назаретова. Эти дети играют джаз просто фантастически. Задумано было дать несколько концертов, чтобы юные ставропольцы познакомились с искусством своих ростовских сверстников. Министерство просвещения края было «в курсе». Достаточно было одного телефонного звонка по школам... В результате - с трудом прошел только один концерт. И все! Никому ничего не надо. Болото. Со стороны это особенно заметно. И очень обидно. Исполнительская-то школа у нас в России - лучшая в мире. А у себя на родине, в Ставрополе, не востребованы ни музыканты, ни композиторы. Потеряли мы уже не одно поколение, которое нужно было знакомить с классической музыкой с раннего детства. Во всем мире классику слушают полные залы.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.7 (3 голоса)