Вы здесь

«Кто не ленив пахать, тот будет богат»... Как бы не так!

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Есть в Петровском районе село Благодатное. Такое название ему дано не зря. Кажется, будто сам Бог, зачерпнув в ладони все самое ценное и плодородное, бережно опустил здесь на землю, сказав: «Живи и радуйся, человек!». Здесь протекает родная с детства речушка Берестовка с чистейшей ключевой водой, а по обе стороны ее раскинулись в буйной зелени просторы села. На возвышении в кронах дерев прячет свою красу голубая церковь, золоченые купола которой видны отовсюду. Летом тут настоящий фруктовый рай: идешь по улицам вишни отводишь от лица, абрикосы, сливы, алыча и орехи сыплются под ноги, и почти в каждом дворе – широкие навесы, как шатры, из винограда. Вокруг села обширные поля, переливающиеся золотистым бархатом скошенной пшеницы да отороченные, как кружевной оборкой, лесополосами. А какое здесь звездное небо - такой волшебной россыпи вы нигде не увидите! И за всю эту благодать трудом и благодарностью воздает человек, щедро преумножая богатства земли. Логично было бы предположить, что и сам при этом богатеет. Но так ли это? И каково живется сегодня труженику полей, когда выращен рекордный урожай.

Правду говорят, что перерод хуже недорода. Всем известно, зерно в этом году подешевело как никогда. С одной стороны, каждому теперь по карману закупать его и выращивать живность для себя и на продажу (кстати сказать, что и тут закупочная цена, предложенная заезжими торговцами, низка: 60 руб. против 160 за 1 кг мяса на рынке). А с другой - выгодно ли быть производителем зерна? Пока что крестьянин «сам корову за рога держит, а сторонние люди молоко доят», - такую тревожную озабоченность высказывают все хлеборобы, а особенно фермеры: бензин, солярка, запчасти дорожают постоянно, цены на хлеб хоть и сдерживаются, но тоже не стоят на месте. Технику обновить далеко не каждому по карману, к тому же налоги за все про все отдай, ядохимикаты и удобрения внеси. А каковы издержки по межеванию, передаче и оформлению в собственность земель, начисляемые исходя из государственной стоимости одного гектара! При этом сам земельный пай почти ничего не стоит. Многие предполагают, что пашни, если так пойдет и дальше, будут брошены, и мелкими фермерами в первую очередь. Меня это тоже беспокоит, (по воле случая достались мне в «наследство» от брата семь до конца не зарегистрированных паев и трактор с техникой, как я их оформляла это отдельный разговор), и вот уже пятое лето отпуск мой - в жарище на уборке, делю пополам урожай да расходы с механизатором Виктором Цысем, который трудится не покладая рук. И два года подряд мы не имеем дохода: то град выбил посевы, то полполя на парах. Но земля не зарастает, и налоги платятся сполна. Перед государством совесть чиста. Но почему же оно отучает крестьянина от земли? Явно, этот процесс целенаправлен - обанкротить и скупить за бесценок пашни. Но закономерен ли он и насколько оправдан? И какое право имеет государство так высокомерно, если не сказать жестоко, поступать с земледельцами, по сути своей кормильцами? Если в старину раскулачивали и высылали состоятельных единоличников, то чем лучше нынешняя власть по отношению к таким крестьянам, создающая им условия на самоуничтожение? Она предательски отдает забвению даже достижения сельского хозяйства. Вы заметили, что только краевые СМИ в новостях и в «Деревенском пейзаже» вещают об урожае и проблемах села, а столичные радио и телевидение упорно обходят эту тему стороной, как будто живут в другой стране. Впрочем, вчера в московских новостях оповестили о чемпионате поросячьего визга среди французов. Как бы нам самим не кричать в тот же голос, но уже от безысходности.
А ведь любому школьнику понятно из пушкинского «Онегина», «чем государство богатеет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». Почему такая большая, в основном, аграрная страна не может распорядиться своим сыпучим золотом так, чтобы было выгодно всем и ей прежде всего. Ведь Россия не кончается Поволжьем, на Дальнем Востоке хлеб очень дорог, там всегда испытывали недостаток в пшенице. Удивительно, что в странах Европы государство покупает у хлеборобов до 30 процентов выращенного зерна, а у нас 1-2 процента, да и то по цене в полтора раза ниже, чем на Западе. У нас, видимо, ртов меньше, чем во Франции? А ведь там государство еще доплачивает сельхозпредприятию за эффективность использования земель – 400 долларов за каждый гектар! А у нас где такая компенсация, кто ее видел? Естественно, что наши хозяйства станут убыточны при таком положении, и как бы потом не пришлось закупать хлеб за рубежом втридорога. Выходит, рубим сук, на котором сидим.
А что же частный сектор нам диктует? Поможет ли? Ведь нефть уже научились продавать. По словам Сергея Березуцкого, руководителя Северо-Кавказской универсальной биржи (в одной из краевых газет), у нас еще до конца не создана инфраструктура и не развиты технологии продвижения зерна на рынок. Дальше цитирую: «Но сельхозпроизводители до сих пор еще не осознали, что на рынке формируется цена зерна как продукта, а не тяжелого физического труда при его производстве». Мол, играет роль уровень качества, подтвержденный экспертизой «уважаемой в мире лабораторией», а не нашей Госхлебинспекцией. Пусть так, хотя это унизительно для России. Но разве этот продукт легче вырастить, чем выкачать нефть?! И разве по значимости для человека хлеб не на первом месте?! Известно, как и откуда диктуются цены на нефть на мировых биржах. И все же 12 рублей за литр солярки против 1 рубля 70 копеек за 1 кг фуражного зерна - вопиющая несправедливость! «Что крестьянину оставляем? - Токмо воздух!» - остается воскликнуть, как в свое время сказал потрясенный Радищев. Это ли не грабеж со стороны закупщиков. Хотя у них тоже свои трудности и издержки немалые, особенно при эскпорте зерна. Но они должны понимать, что их выгода да и само существование напрямую зависит от сельского труженика. И это их проблемы и государства - научиться цивилизованно торговать с заграницей? А почему торговые биржи не идут навстречу крестьянину? Зерновые кампании тоже должны сделать первый шаг и не к элеватору, а в само село, раз такие цены держат. Ведь за мясом ездят же торговцы по дворам. Во время уборки фермеру в убыток нанимать 20-тонный грузовик, платить за простой, терять время на элеваторе и ждать примут или не примут. Один так привез с поля на светлоградский элеватор, а там не приняли - полно зерна под завязку, плюнул да повернул назад, потеряв 9 тыс. рублей.
Убыток учит нажить прибыток, - говорят в народе. Нынешний урок подсказывает необходимость в солидарности всех сельхозпроизводителей в создании рынка зерна, в смелом предъявлении своих требований и заявок нефтяным представительствам, в создании сообщества, партнерства частного сектора с государством, чтобы развивать взаимовыгодную торговлю, вместе планировать бизнес, учитывая все расходы, активизировать товарные биржи. Нам говорят, - объединяйтесь и вы в более крупные хозяйства. Легко сказать, да и неужели не имеет права на существование фермер со своими 7-10 паями? Ведь в любой западной стране это возможно, я видела еще в 80-е годы немецкие деревни и знаю, как там живут фермеры. Когда же у нас, - думалось тогда, - будут так цивилизованно жить крестьяне? И вот оно - желанное время настало. И что же? На каждой улице видишь заброшенные полуразвалившиеся хаты, на одной только нашей (почти центральной!) можно насчитать их до десятка. От добра добра не ищут, и не от хорошей жизни уезжают. Старики вымирают, а наследнички не спешат из города вернуться в прошлый век. Видать, не слишком заманчива перспектива.
Хотя тех, кто крепко обосновался на селе, не так уж и немало. Но как они трудятся! Без отпуска и выходных - ни свет ни заря уже на хозяйстве, да еще на работу бегут. Похвально, что среди них есть молодые семьи, которые можно смело ставить в пример городской молодежи. По соседству с моей старенькой мамой в новом просторном доме живут Сергей и Елена Полторак. Удивительно красивая и трудолюбивая семья, он - агроном, она - учитель литературы и русского языка. Оба воспитаны в благополучных семьях, но не избалованы, а самостоятельны - настоящие хозяева. Даже их двухлетний сынишка Ванечка и тот уже на огороде первый помощник. Рядом с ними в таких же добротных домах живут и трудятся молодые замечательные семьи Очеретних, Гонтарь, Берестовых. И таких много, и за ними - будущее процветание села. «Но глянь на мои руки, - говорит мне фермер Юрий Гонтарь, - и что мы видим тут! Хотя куда денешься от родной земли, все же она неплохо кормит». Фразу, что «земля всегда прокормит, ты только к ней с любовью», говаривал еще мой отец, выбрав когда-то это село на жительство. Когда же мы все научимся любить и ценить землю и ту благодать, ниспосланную природой. Ведь у нас, по сравнению с Западом, самые вкусные и экологически чистые продукты - хлеб и овощи-фрукты. Когда, наконец, все мы поймем, что Родина у нас одна и лучше ее не будет. Всех нас, кто производит, скупает и продает зерно, должно объединять одно - чувство патриотизма, разумное и благодарное к родной земле и своему народу отношение? Когда хлеб, тогда и мера, когда деньги, тогда и вера, - гласит пословица. Вера, которую мы теряем, - вера в будущее процветание России.

Елена НИКИФОРОВА,
педагог,
г. Ставрополь.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет