Вы здесь

Жизнь с барьерами

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Председатель Ставропольской городской организации инвалидов Михаил Черкашин передвигается на коляске. Позавчера в ставропольский «Белый дом» коллегам пришлось заносить его вместе с «транспортом». Дело в том, что руководителя общественной организации пригласили на заседание координационного совета по делам инвалидов при губернаторе края, не участвовать он не мог. А при строительстве здания правительства СК никто не рассчитывал, что в него будет «заходить» и подниматься по этажам инвалид-колясочник. Построили так, чтобы было красиво, а не удобно для всех и каждого.

А на Координационном совете речь как раз шла о создании безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов. Если кто-то по наивности или незнанию полагает, что в Ставропольском крае мало людей с ограниченными физическими возможностями, тот сильно заблуждается. Инвалидов у нас - свыше двухсот тысяч (целый город!). Рост идет постоянный: за последние четыре года добавилось тридцать тысяч. Болезни, аварии, травмы часто калечат людей в трудоспособном возрасте. А идиллия некоего благополучия возникает из-за того, что человека на костылях или колясочника редко встретишь на улице, в магазине, в поликлинике, тем более - в кинотеатре. Инвалиды в нашей стране долгое время были изгоями, вся инфраструктура создавалась без учета их существования. Нет пандусов, учреждения не оборудованы перилами, колясочнику невозможно втиснуться в лифт.
О создании безбарьерной среды говорится много - дел мало. Члены координационного совета надеялись услышать конкретный анализ этой работы из выступления заместителя главного архитектора края Р. Лебедевой. Сколько учреждений недоступно инвалидам? Как учитываются интересы этих людей при реконструкции старых зданий и новом строительстве? Какие средства необходимо заложить в бюджет края на 2006 год? - все эти вопросы остались без ответа. Доклад свелся к общим сведениям о принятом в конце 2004 года Градостроительном кодексе РФ. И к пространным рассуждениям о необходимости обеспечить безбарьерную среду на всех этапах - от проектирования зданий до ввода в эксплуатацию. Что еще сдерживает работу - это отсутствие закона, в котором были бы закреплены все нормы.
Пробелы доклада в какой-то мере восполнили другие участники заседания. Выяснилось, к примеру, что только 40 процентов медицинских учреждений приспособлено к приему людей с физическими недостатками. А в культуре их еще меньше, по крайней мере, замминистра культуры СК Н. Заиченко сослалась только на детскую библиотеку в Ставрополе. На концерт в филармонию колясочник не попадет, на спектакль в крайдрамтеатр - тоже. Из санаториев лишь пятигорская «Лесная поляна» способна обслуживать эту категорию населения.
Руководитель краевой организации инвалидов Б. Макрушин, специально пройдясь по одной из улиц краевого центра, только у трех из множества магазинов обнаружил съезды для колясочников. На координационном совете он даже предложил заставить богатые магазины за свой счет исправить эту «ошибку» градостроения (идея поддержки не нашла).
И тем не менее опыт в создании безбарьерной среды уже есть, причем в том же Ставрополе. На всех стадиях строительства - от проекта до ввода здания в эксплуатацию - введено обязательное согласование в городском управлении труда и соцзащиты. За счет дополнительных средств в учреждениях устанавливаются перила, делаются пандусы. Всего пандусами уже обустроено около трехсот объектов (появились они и в аэропорту). Введены специальные обозначения зданий, которые доступны для инвалидов и матерей с детскими колясками. Но если учреждение находится в краевой собственности, повлиять на безразличного к запросам инвалидов руководителя почти невозможно.
Есть и другие проблемы. Некоторые строители пытаются возводить объекты по устаревшей документации. Или - без согласований в управлении труда и соцзащиты, в общественной организации инвалидов. А М. Черкашин обратил внимание на то, что пандусы нередко заполняются торговыми рядами и рекламными щитами, или их после ввода здания попросту убирают.
В общем, пока у нас не безбарьерная среда, а сплошные барьеры. Хотя директор Канадского центра международных программ развития О. Красюкова-Эннс увидела и позитивные перемены. По ее мнению, в создании доступной для инвалидов среды обитания Ставропольский край достиг большего, чем Москва и Омск, где тоже осуществляются совместные российско-канадские проекты. Но непросто изменить сознание людей, чтобы они поняли: то, что делается для инвалидов, это делается для всех.
Проводивший заседание совета зампред правительства края Н. Пальцев настоятельно рекомендовал ряду краевых министерств рассмотреть «безбарьерный» вопрос за общим столом. Причем предметно, с конкретными предложениями.
Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет