Вы здесь

Что нам стоит храм построить

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Наши благочестивые предки, поселяясь на новом месте одновременно строили церковь и свои жилища. И они по всей древней и средневековой России были в основном деревянными. Каменные храмы в Ставрополе - св. Троицы и Казанский - возведены только в первой половине XIX века. Храмы не только памятники истории, образцы инженерного искусства, но и память территории, сакрализованной предками.

Первые величественные храмы определяли архитектурно-пространственную среду южных городов, по ним формировалась и корректировалась жилая застройка. В последующие годы (с XIX в.) они служили акцентирующим элементом площадей, кварталов и целых районов населенных пунктов.
Современные проектно-изыскательские работы пунктуально нормированы и стандартизированы. Для чего? Банально говоря, чтобы не построить ответственное сооружение в «гиблом месте».
Храмовое строительство, как и возведение большинства светских зданий и сооружений, проводится с соблюдением триединого древнего принципа: «Прочность, польза и красота» (зодчий Витрувий, I век до Р.Х.).
С учетом специфики культовых объектов выбор места их возведения в натуре во многом определяется не только традиционными методами. Церкви, если позволял ландшафт, сооружались на естественных возвышениях, либо вблизи акваторий, в местах слияния рек и т.п. Причем в первом случае они располагаются не на самой вершине холма, а на одном из его склонов, где с двух-трех сторон слабее ветер. Соблюдаются и важные принципы энергоснабжения: круговое расположение и форма оконных проемов, даже часто разная толщина стен, расположение основных помещений выше уровня входов и т.д. Очень продуманным с точки зрения аккумуляции тепла, наряду с духовно—символическим значением, является применение конструкций верхних перекрытий церквей и соборов.
Самую ответственную часть любого строительства представляет «подземная архитектура» объекта. Конечно, наиболее надежными фундаментами бывают либо глубокие свайные, либо сплошные массивные плиты. В редких случаях (Алтай, Белгородская область) известны бесфундаментные (пещерные) храмовые комплексы.
Есть места, где построены религиозные обители после явления (видения) там святых простым верующим людям. В христианском мире таких чудес много. В качестве аргумента укажем на одно из них - «Фатимское чудо» в Португалии - самое достоверное и задокуметированное. И кроме того, оно хорошо известно и связано с Россией.
Трем сельским подросткам неоднократно в 1916-17 гг. являлась Пресвятая Дева, которая дала три пророчества, и в том числе о роли России в мире и грядущем ее безбожном пути в течение 75 лет. На этом месте была построена церковь Розарио с громадной папертью в 600 м (больше, чем у собора св. Петра в Риме). Именно икону Казанской Божией Матери, принадлежащей этой церкви, католический понтифик незадолго перед смертью передал Московской патриархии.
И последнее по этому случаю. Наш современник академик Л. Мельников (академия космонавтики) убежден, что события почти 90-летней давности - самое серьезное свидетельство реальности существования Высших Сил, реального контакта с Внеземным Разумом.
В последние 5-10 лет все чаще в печати публикуются данные о расположении старых церковных комплексов в зонах геологических (тектонических) нарушений, так называемых разломов, участков дробления - трещиноватости земных структур. При этом не только в характерных горных местностях (Новый Афон), но и на равнинных территориях. Установлено, что такие зоны часто обладают высокой водогазопроницаемостью. Вероятно, храмы «принимают на себя» геологическую активность недр. И храмовая архитектура, и намоленность икон и стен, да и само молитвенное предстояние здесь активнее, легче. Сакральные геологические точки наследовались из века в век и из веры в веру. Не случайно культовые сооружения очень редко разрушались молниями, землетрясениями и даже войнами. Особая энергетика отмечается многими при посещении таких мест, как например, Иерусалим, Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры.
В настоящее время согласно научно-производственным исследованиям по сейсмическому районированию Северного Кавказа составлены детальные геологические карты на ряд городов края. Территория Ставрополя из-за многочисленных бессистемно пересекающихся разломов хотя и представляется на глубине твердью, но похожей на битую тарелку.
Сопоставление этих данных с исторической картой города показывает, что наиболее верным, благоприятным участком размещения храма с вышеуказанных позиций остается именно Крепостная гора - место восстанавливаемого Казанского собора.
В эти годы на Северном Кавказе, как и по всей России, наблюдается заметный всплеск храмового строительства. Возрождение, реконструкция православных обителей производится в условиях ухудшающейся природно-техногенной обстановки.
Нельзя сказать, что старые города и храмы стоят «неправильно». Но специалисты отмечают необходимость особой ответственности в эксплуатации ветхих зданий, а также при восстановлении ранее порушенных церквей, монастырей и часовен. Уже имеются тревожные факты. Покровский храм в Москве, сохранившийся в смутные времена и войны, начал проседать совместно с Васильевским спуском.
Что касается Ставрополья, известно, что на его территории высокая сейсмичность, часто встречаются погребенные овраги, старые русла рек, происходят потенциально опасные геологические явления. Поэтому не беспричинны серьезные трещины в стенах Духовной семинарии и часовни на территории печально известной больницы в г. Буденновске, признаки деформаций притвора с колокольней, строящейся Крестовоздвиженской церкви в Ставрополе. По-видимому, здесь повинен и человеческий фактор. Процесс строительного производства культовых объектов подобно иконописанию - церковное служение, а не только механический способ работы.
Станислав МИЛАНТЬЕВ, г. Ставрополь.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет