Вы здесь

ЛАРИСА ЛУЖИНА: «Высоцкий посвятил мне песню»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

С 15 по 19 ноября на Ставрополье проходит кинофестиваль «Нам жить и помнить», организованный Федеральным агентством по культуре и кинематографии и министерством культуры СК. В течение четырех дней на экранах Ставрополя, Ипатова, Новоалександровска, сел Донское, Красногвардейское, Кочубеевское, поселка Солнечнодольск и станицы Курская демонстрируются восемь отечественных фильмов разных лет, объединенных военной тематикой. В качестве специальной гостьи из Москвы на краевой кинофестиваль приглашена народная артистка России Лариса Лужина. Актриса в эти дни посетит несколько кинотеатров в районах, где проведет встречи со своими многочисленными поклонниками.

Стартовал фестиваль в краевом центре. Лариса Лужина рассказала о своем творческом пути студентам актерского отделения СГУ, работникам культуры и средств массовой информации.
Старшее поколение прекрасно помнит эту актрису по ролям в кино. Их за актерскую биографию Ларисы Лужиной было немало. Поэтому всем пришедшим на встречу интересно было услышать ее мнение о современной российской киноиндустрии:
- В последнее время я стала обращать внимание, что мужчин-актеров, я имею в виду талантливых, сейчас гораздо больше, чем женщин. Балуев, Сидихин, Гуськов, Миронов, Машков - можно и дальше перечислять, женщин же крайне мало. Почему? Скорее всего потому, что сценарии пишутся под конкретных актеров. Из новых фильмов я сейчас смотрю только «Есенина». Просто потрясена работой Сережи Безрукова. Так точно, с такой страстью передать чувства, мысли, внутренний мир поэта! После такой роли, по-моему, можно уже ничего не делать - все и так будут помнить.
Сейчас в стране, к сожалению, на первом месте эстрада и юмор, но не кино. Когда меня везли по Ставрополю, показали место, где раньше был кинотеатр «Родина»: большой, на несколько залов. Но его снесли - кинотеатры не востребованы. Сейчас проще купить диск с фильмом за 150 рублей и посмотреть его дома, чем билет в зал за 200. Но люди забывают, что такого впечатления, как от просмотра кино в кинотеатрах, дома они не получат. Например, «9-я рота». Я посмотрела его недавно вместе с Натальей Бондарчук. Этот фильм и вовсе не предусмотрен для домашнего просмотра.
В советские времена была такая практика: фильм показывают в кинотеатрах, пока он не окупается. На телевизионный экран картина выходит спустя месяц-два. Это, по-моему, правильно. Я думаю, что лучше отдавать умирающие кинотеатры в частные руки, чтобы бюджет получал деньги, а люди возможность правильно посмотреть кино.
Пожалуй, самой известной картиной Ларисы Лужиной была одна из первых работ актрисы - «На семи ветрах». Фильм режиссера Святослава Ростоцкого, снятый в 1962 году, дал молодой актрисе путь в большой кинематограф.
- Годы советской власти вспоминаю и с ностальгией, и с грустью. Я прекрасно помню времена дефицита, когда приходилось стоять в очередях за бюстгальтерами и водкой. Но в это время было и много хорошего, особенно связанного с кино. «На семи ветрах», где я снималась с уже тогда известным Вячеславом Тихоновым, сделал меня популярной. Никогда не забуду, как мы ехали на встречу со зрителями в какой-то иркутский городок, было ужасно холодно. Мы из-за непогоды опоздали минут на 50, ужасно расстроились. Думали, что люди разошлись. А они ждали нас. Я застеснялась и шла к сцене последняя. И вдруг какая-то женщина выбежала из зрительного зала, обняла меня, заплакала и сказала: «Спасибо вам за Свету!» (Светлана Ивашова - главная героиня фильма. - Прим. авт.). То было другое поколение, совсем недавно пережившее войну, хорошо понимающее события, происходившие в фильме. А Света - героиня, воплощающая в себе все лучшие качества российских, советских женщин тех лет. Она любила святой любовью и ждала, искренне верила, что ее мужчина вернется целым и невредимым. Кстати, история, положенная в основу этого фильма, реальная. Ростоцкого во время войны тяжело ранило, его положили в госпиталь. Там он встретил девчонку, которая приехала в больницу искать любимого. По ее рассказу и был написан сценарий. Наверное, поэтому фильм до сих воспринимается зрителем. Светлана остается в сердцах. Наверное, только ради такой роли уже стоило стать актрисой.
Дальше Ларису Лужину ждали роли, очень похожие по характеру на героиню из фильма «На семи ветрах». 2-х серийная лента «Тишина» была снята во время хрущевской оттепели за рекордный срок - 6 месяцев. Но шла она на экранах страны недолго. С приходом к власти Брежнева фильм запретили. Героиня, которую сыграла Лужина, была также очень положительная.
- Там была одна из первых в советском кино так называемая «постельная сцена», - рассказывает актриса, - тогда в кадре нельзя было даже плечи голые показывать. А мы с партнером лежали в кровати, накрытые простыней до подбородка, и разговаривали ... про завтрашнее партийное собрание.
Свою творческую биографию столичная гостья называет не очень удачной. А все потому, что ей так и не встретился «ее режиссер».
- Я просто потеряла его. Он умер во время съемок нашего второго фильма от инфаркта. Семен Туманов (режиссер фильмов «Ко мне, Мухтар!» и «Алешкина любовь») разглядел во мне характерную актрису, но, к сожалению, очень рано ушел из жизни. Другим актрисам моего времени повезло больше. Чурикова, Гундарева, Сафонова, Неелова сыграли много интересных, разноплановых ролей.
Была у Лужиной еще одна знаковая роль в фильме «Вертикаль» (1967 год). Партнером актрисы по фильму, как известно, был Владимир Высоцкий. Около пяти месяцев они жили бок о бок в палаточных лагерях в Приэльбрусье. Там Лужина стала свидетелем рождения одной из известнейших песен Высоцкого и сама стала героиней другой.
- Мы за время съемок научились пользоваться всем альпинистским снаряжением. Иначе было нельзя - забирались на высоту самостоятельно, без вертолетов. И вот однажды девушка-инструктор согласилась провести нас на одну из вершин. Шли целый день. Уже смеркалось, когда нашему взгляду предстала чудеснейшая картина - закат, заснеженные вершины. Я упала без сил, а у Володи родились ставшие потом известными строчки:
«Весь мир на равнине,
ты счастлив и нем,
И только немного завидуешь тем,
другим,
У которых вершина еще впереди».
Володя был замечательным человеком, настоящим другом. По-моему, он дружбу ценил даже больше, чем любовь. Вечерами мы собирались в палатке и при свете свечей пели, рассказывали разные истории. Я делилась своими впечатлениями от поездок в Осло, Варшаву, Париж, Канны - к тому времени я объездила много стран. Ему это запомнилось. Позже, когда я услышала песню «Она была в Париже» и узнала, что она посвящена мне, даже немного обиделась. Слишком ветреная из меня героиня получилась. Теперь я этой песней несказанно горжусь. После съемок «Вертикали» наши отношения разладились (он предал одну мою подругу). С Высоцким потом до его кончины общался только мой первый муж Алексей Чердынин.
Сейчас я про себя сравниваю Высоцкого с Есениным. Они оба были безумно талантливы, одинаковые бунтари и повесы, они любили много женщин, их запрещали. Но люди все равно восхищались певцами своего времени. Даже из жизни Высоцкий с Есениным оба ушли при загадочных обстоятельствах.
Не обошла Лариса Лужина и вопроса о своей личной жизни:
- У меня было несколько браков, но сейчас я одна. От этого не ощущаю никакого дискомфорта. Даже наоборот - я свободна. Тащить на своих плечах груз в образе мужчины - не лучшее занятие. Когда любовь проходит, когда люди перестают понимать друг друга - лучше не мучиться. Я ни в коем случае не одинока: у меня есть сын, два внука. Зрители, которые помнят меня и любят. Чего еще можно желать?
После творческой встречи актриса пообщалась с корреспондентом «Ведомостей»:
- Лариса Анатольевна, много ли сейчас у вас предложений от современных режиссеров?
- Последняя достаточно масштабная работа была у меня на съемках «Тайн дворцовых переворотов» у Светланы Дружининой. В этом году я снялась в небольших эпизодах в сериалах «Охота на Изюбря», «Сыщики-5». 24 ноября будет премьера фильма «Казус Кукоцкого» модного режиссера Юрия Грымова, где я также задействована. Зачастую приходится сниматься, чтобы просто заработать. На пенсию и зарплату в Театре киноактера, где новые постановки проходят крайне редко, не проживешь. Но я не всегда даю свое согласие. Недавно мне предложили сняться в роли администратора провинциального театра, которая продает на ночь молодых актрис олигархам. Я крайне негативно высказалась в адрес этого режиссера и автора сценария, сказав, что меня тошнит от таких сцен.
- А как вы относитесь к известным актерам, которые соглашаются на любую халтуру за неплохой заработок?
- Мне жаль их. Раньше актеры зависели от решения худсовета, теперь от продюсера, который дает деньги. Но последние часто не разбираются ни в актерской игре, ни в искусстве. Я считаю, что нужно знать себе цену и всегда отстаивать свою точку зрения.
Мария МАЦУР.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет