Вы здесь

«Вольница» преодолевает барьеры

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В крае проходит неделя инвалидов. Это повод вспомнить, что рядом с нами, здоровыми людьми, живут те, кто каждую минуту нуждается в нашей с вами поддержке, понимании и защите. Но помнить о близких и знакомых, с которыми случилось несчастье, мы обязаны не только один день в году.
Как правило, инвалиды - люди, изолированные от общества, а значит, очень одинокие. И лишь некоторые из них решаются прийти со своими многочисленными проблемами в организации, объединяющие инвалидов и заботящиеся о них. Одна из таких - Ставропольская городская общественная организация инвалидов «Вольница», с председателем которой - Галиной Маковкиной, встретился корреспондент «Ведомостей».

- «Вольница» начала свою деятельность три года назад. Родители, воспитывающие детей с тяжелым заболеванием опорно-двигательного аппарата, решили объединиться, чтобы совместными усилиями попытаться облегчить их существование. Эти дети плохо передвигаются, а некоторые - только при помощи инвалидных колясок. Сегодня организация ведет активную правозащитную деятельность. Направлена она на расширение сферы социальных услуг для людей, передвигающихся в инвалидных колясках. В ходе недавней реализации проекта «Организация общественного мониторинга положения детей-инвалидов в городе Ставрополе» по инициативе родителей детей-инвалидов подготовлен общественный доклад.
- Галина Викторовна, какова цель этого проекта?
- Разработал его преподаватель СевКавГТУ В. Ткаченко. В течение пяти месяцев мы обзванивали родителей детей-инвалидов, проводили среди них анкетирование и опросы, приглашали их на семинары. Собранный материал мы обобщили, сделали соответствующие выводы. Доклад выпустили небольшим тиражом - всего полтысячи экземпляров, но основную задачу выполнили: донесли до населения краевого центра проблемы сегодняшних инвалидов. Ведь большинство ставропольцев не имеют ни малейшего представления, с чем им приходится сталкиваться в быту и в социальном обществе. Мы отталкиваем больных людей своим невниманием и равнодушием, стараемся не замечать их боли, мучений. Этим еще больше осложняем их существование.
- Чем сегодня озабочена ваша организация и как пытается решать проблемы детей-инвалидов?
- Как и пару лет назад, матерям этих детей приходится отстаивать свои права на городском и краевом уровнях. Посудите сами. Ребенок-инвалид получает пенсию, детское пособие на него выплачивают. А мать, которая все время проводит около него, получает пособие в 120 рублей. Сумма просто смешная. Работать женщина не может, потому что не на кого оставить ребенка. В городе нет пунктов дневного пребывания, где бы мама его оставляла. Пройдут года, женщина не получит ни достойной пенсии, ни защиты, ни гарантий, ничего. Если у ребенка есть льгота на лечение, то у российских матерей ее нет. В последние годы в городе стали строить дорожки, пандусы, прокладывать перед торговыми комплексами в центре города рельсы для инвалидных колясок... Это все замечательно. Но сначала инвалиду-колясочнику надобно выбраться из квартиры на улицу. Вот тут-то и начинаются проблемы. Наши жилые дома не предусмотрены для обитания инвалидов. Санузел и кухня - маленькие, коляске мешают передвигаться узкие дверные проемы. В пятиэтажках нет лифта, а в многоэтажных домах если и есть, то чаще всего в нерабочем состоянии. Как взрослого ребенка-инвалида вытащить вместе с коляской с верхнего этажа на улицу?
- Галина Викторовна, как много в Ставрополе инвалидов-колясочников?
- По моим данным, детей, передвигающихся на инвалидных колясках, - 60, а взрослых - около сотни человек. Они находятся в вынужденной изоляции от общества. Их общение ограничивается просмотром телевизора и телефонными разговорами. Такие беседы обычно происходят между инвалидами.
Моя младшая дочь Ольга - инвалид с детства, с трех лет она передвигается в инвалидной коляске. Когда девочка начала посещать школу, она очень изменилась, стала эмоциональной, у нее появились подруги. В общем, все, чего ей не хватало, теперь есть. За посещение школы Ольга получает похвальные листы. Ведь для детей с ограниченными возможностями даже стремление к знаниям - подвиг. Думаю, преподавателям надо обращать внимание на то, с какой скоростью ребенок может воспринять, переработать и запомнить информацию. Нельзя всех под одну гребенку равнять. Если на изучение алфавита потребуется десять лет, значит, именно столько и надо заниматься с инвалидом.
- Галина Викторовна, проблемой воспитания детей-инвалидов в нашем крае заняты как минимум 20-30 процентов населения. Как выживают такие семьи?
- Конечно, вместе с ребенком терпят нужду и унижения и их родные. В некоторых семьях отцы, поняв, что инвалида вылечить невозможно, бросают семьи на произвол судьбы. Кто-то уходит от проблем сразу, кто-то - позже, поняв безвыходность ситуации. Как правило, отцы семейств упрекают жен в том, что деньги в дом приносят только они, а жены, пока мужья сколачивают копейку, просто сидят дома с ребенком, ничего не зарабатывая. А мы, мамы, рады бы делать карьеру. Может, у нас еще и успешнее дела шли, но... мы вынуждены выполнять роль няньки, сиделки, уборщицы. Страшно представить, что было бы с моей Оленькой, если бы я вдруг куда-нибудь делась. Пока я рядом, девочка накормлена, ухожена, посещает школу. Только любовь к детям может сохранить семью в полном составе.
- Каково отношение окружающих к инвалидам?
- Иногда такая обида на людей бывает! Например, в прошлом году собрались повезти Олю в парк Победы на электрической инвалидной коляске. Муж подвез ее к месту на автомобиле, а я с коляской поехала к парку в маршрутке. Сколько оскорблений от водителя наслушалась! Такой грандиозный скандал разгорелся, да только никто из пассажиров даже не попытался вступиться за меня. Только когда я пообещала обратиться в горадминистрацию с жалобой на водителя маршрутного такси, тот притих. Потому что в те дни проходил конкурс среди маршрутчиков. Но, знаете, я никуда не могу вывезти своего ребенка, чтобы не наслушаться разных упреков и обидных слов. Перед драматическим театром стоянка занята, в зале филармонии для нас с ребенком-инвалидом тоже нет места. Хоть плачь! Писала не раз в городскую администрацию, в аппарат правительства губернатора СК.
- И есть какие-то сдвиги? Помощь вы получили?
- Да, кое в чем получили. Радостно, что наши старания даром не прошли. «Вольнице» выдали инвалидные коляски стоимостью 30-60 тысяч рублей, некоторые средства гигиены. Теперь хотя бы люди верят в нас, ждут нашей помощи. А мы чем можем, тем и помогаем. Если будем пассивными, просто не выживем в нынешних условиях.
Анна ДЬЯКОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет