Вы здесь

Пятилетка в четыре года

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Судоходный канал между Черным и Каспийским морями хотели построить еще в 1937 году.

Его величество Случай принес в мои руки потрепанную книгу без обложки, титульных листов и двух страниц внутри, которые, вероятно, были использованы курильщиками для самокруток. По содержанию и стилю изложения она похожа на учебник. Вопросы в конце разделов подтверждают это предположение. А вот по какому учебному предмету этот учебник, понять удалось не сразу. С первых страниц пожелтевших ломких листов книги начинается - I раздел - «Обществоведение». Статьи в нем - «Пятилетку промышленности перевыполняем», «Социалистическая переделка деревни», «На подступах ко второй пятилетке» - свидетельствуют о том, что это и учебник политической экономии. Однако II раздел книги называется - «География». В нем приводятся некоторые данные из общего землеведения, а также краткие сведения из географии СССР (детальнее - о Северном Кавказе) и зарубежных стран. Раздел III - «Естествознание» - посвящен биологии. Здесь же и основы сельского хозяйства с любопытными вопросами для закрепления знаний: «Как устроен желудок коровы?» или «Найдите на карте края районы возделывания хлопка, риса, каучуконосов» и т.п. Более глубокое знакомство с текстом показало, что книга рассчитана на малограмотных взрослых, не обучавшихся ранее в школе. Изречения Сталина и Ленина, цитаты из резолюции 17-й конференции ВКП (б), Третьего краевого съезда колхозников, выделенные шрифтом и обведенные рамкой, приводятся почти на каждой странице. Многократно в разных частях книги - данные о выполнении предыдущего пятилетнего плана и сведения о задачах на следующую пятилетку. Судя по всему, книга издана в Ростове-на-Дону в тридцатых годах XX века. Она представляет собой региональное краеведческое пособие - одно из первых, если не самое первое в таком роде в стране. Возможно, что книга так и называлась - Краеведение. Огромный Северо-Кавказский край с центром в Ростове в те годы включал весь Северный Кавказ с краями, областями и автономиями, был соразмерным нынешнему Южному федеральному округу России. Об этом крае и идет речь в книге. Эту книгу не стоит искать в библиотеках - наверняка ее изъяли и уничтожили, как неугодное вещественное доказательство.
Приведенное выше слово - «пятилетка» - в тридцатые годы XX века было магическим заклинанием, ведущим якобы в светлое будущее. Помнится, в ту пору по улицам Ставрополя бродил высокий, нескладный юноша, которого все мальчишки дразнили - «Пятилетка в четыре года». Он был психически ненормальным, но не опасным для окружающих объектом насмешек безжалостных подростков. В лексиконе несчастного слова - «пятилетка в четыре года» - были присловьем, которым он украшал сбивчивую речь. Потому и пристало к нему такое прозвище. Столь же частое повторение слова «пятилетка» и имен двух вождей революции - Ленина и Сталина - в пресловутом учебнике могло отрицательно воздействовать и на психику взрослого человека.
Не говоря об агитационных брошюрах, даже в энциклопедических изданиях тех лет утверждается, что все пятилетние планы были выполнены досрочно и даже перевыполнены. Вот бы и нам убедиться в этом на близких примерах - Ставропольский округ тогда входил в состав Северо-Кавказского края. Для этого стоит процитировать рассматриваемый учебник: «Ставится задача на вторую пятилетку - создать Манычский канал в 600 километров длиной, годный для морского судоходства... Благодаря Манычскому каналу будет возможно судоходство между Каспийским и Азовским морями... Манычский канал дает возможность создать новый хлопковый район, по своим размерам равный площадям хлопковых посевов Средней Азии...». Специальный раздел на страницах 66 - 67 под названием «Манычский канал» детализирует пятилетний план в этом аспекте. Здесь и строительство водохранилища на реке Дон «в 13,5 миллиарда кубометров воды», и «хлопкоочистительные заводы, хлопкобумажные мешочные и канатные фабрики в районе Манычей». Все это - на вторую пятилетку. И снова цитата, на этот раз из Энциклопедического словаря (1964 г.): «2-й пятилетний план (1933-37), принятый 17 съездом партии (1934), выполнен за 4 г. 3 мес.». Вот так. Оппоненты мне скажут: «Мало ли, что авторы напишут в книге». Однако книга книге рознь. Содержание учебника проходило через цензора и предположить в цитатах отступление от текстов документов ВКП (б) невозможно. Итак, оказывается, еще в 1937 году должны были построить Манычский судоходный канал. Утверждается, что план выполнен, да еще и досрочно (в скобках скажем, что это - не единственный пример Большой лжи вокруг пятилеток).
В начале декабря 2005 года на страницах краевых периодических изданий снова пошла речь о строительстве канала в тех же местах. Как тут не взяться за голову! Правда, на этот раз строить канал предполагается с помощью иностранцев. Это - обнадеживает. Судя по сообщениям краевой прессы, консорциум из трех российских и двух зарубежных компаний (бельгийской и голландской) уже подписал протокол о намерении строительства канала Каспийское море - Черное море. Или наоборот - Черное море - Каспийское море. Кому как нравится. В разных средствах информации - свой вариант. Центральная пресса о стройке века почему-то пока молчит. Однако уже с названием предстоящей стройки века - неувязка. Судя по сообщениям краевой прессы, канал должен пройти по озерам и водохранилищам Кумо-Манычской впадины от Каспия до устья Дона. Карта подсказывает, что из этой реки можно попасть в Азовское море. А уж из него, пройдя Керченский пролив, можно наконец выйти в Черное море. Дойдет ли дело до реализации проекта, об этом судить рано. Систему шлюзов (без них - не обойтись) должна питать вода реки Дон. Отсюда - неизбежное засоление Азовского моря со всеми вытекающими последствиями. Как на это отреагирует соседнее государство, представить несложно. Для гигантской стройки потребуются большие средства, да и немало времени. Возможно - около пяти лет. Хорошо бы уложиться в четыре года. Выходит, нам опять грозит «пятилетка в четыре года», но уже без советской власти. То, что проект открывает большие возможности для развития хозяйства края - не слишком очевидно. Но то, что он таит в себе опасность в связи с серьезным вмешательством в сложившуюся экосистему, не вызывает сомнений. Географическая карта свидетельствует о том, что трасса канала должна пройти по тем частям Ставропольского края, природа которых особенно нуждается в защите. Тут бы и проявить себя местным экологам. Но это уже другая тема, которую следует обсудить отдельно.
Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет