Вы здесь

ЕЖУ ПОНЯТНО. НО НЕ ПРОКУРОРУ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Честное имя главврача санатория им. Семашко в Кисловодске В. Товканя восстановлено - постановление о возбуждении против него уголовного дела отменено. Это подтверждено решением городского суда, коллегии по уголовным делам и президиумом краевого суда.

ИСТОРИЯ О ПРЕДЫСТОРИИ
«Краткое содержание предыдущих серий» - так называлась первая глава статьи «Дикое поле» в «Ведомостях», опубликованная 1 марта с.г. Статью сегодняшнюю впору называть очередной и, скорее всего, не последней серией кавминводского триллера о прихватизации украинских санаториев, наездах силовиков и бесконечных судах.
В прошлый раз мы говорили о странных действиях прокуратуры края. Трижды следователи прокуратуры Кисловодска не находили оснований для возбуждения уголовного дела против главврача санатория им. Семашко В. Товканя по жалобе бывшего главврача Н. Бочарникова другого санатория - «Украина». (Тот, видимо, написал ее, сам спасаясь от уголовного преследования, переведя таким образом «стрелки» на своего преемника на должности. Товкань стал им вследствие объединения санаториев в один хозяйствующий субъект). И трижды краевая прокуратура рукой заместителя прокурора края В.Кузнецова отменяла «отказные» постановления городских прокуроров. В конце концов, без всякой мотивации дело было возбуждено постановлением того же В.Кузнецова.
Бочарников предположил (именно предположил в своей жалобе, и не более того, и это имеет принципиальное значение для оценки всего дела!), что Товкань: а) незаконно зарегистрировал санаторий им. Семашко как юрлицо Украины, б) незаконно продал незавершенную стройку жилых домов, в) фиктивно сдал в аренду один из корпусов санатория, г) незаконно отрезал кусок земельного участка санатория для строительства собственного дома.
На самом деле, и на это указали кисловодские прокуроры в своих постановлениях: а) регистрация прошла законно, это подтвердил арбитражный суд, к тому же принадлежность санатория Украине закреплена межправительственным соглашением, б) недострой в виде простоявших без малого три десятка лет двух полуразрушенных этажей жилого дома продан и выгодно, и с согласия собственника, в) никакой фиктивной аренды не было, она самая что ни на есть настоящая и с выгодой для санатория, г) никакой кусок земли Товкань не отрезал, участок ему выделила городская власть. Самое главное, не видит никаких нарушений в действиях Товканя собственник санатория - государство Украина, а значит, и оснований для заведения уголовного дела попросту нет.
Тогда мы остановились на том, что В.Товкань обратился в суд с жалобой на действия В.Кузнецова. Что было дальше?
ФЕМИДА ОБЯЗАЛА ПРОКУРОРА...
Как и следовало ожидать, суд 1 апреля жалобу В. Товканя удовлетворил. Действия В.Кузнецова были признаны незаконными, он обязан устранить допущенное нарушение уголовно-процессуального закона. То есть отменить постановление и прекратить дело.
Давайте вчитаемся в аргументы суда. Это тем более важно, что они во многом совпадают с теми, что высказывали кисловодские прокуроры и что прописано в статье «Дикое поле». Конечно, здесь юридический язык. Но, тем не менее, он понятен. Суд сделал вывод, что «субъективное мнение заявителя надлежащим образом проверено не было, не было дано надлежащей правовой оценки как заявлению Бочарникова, так и собранным материалам, а также сложившимся гражданским правоотношениям между санаторием им. Семашко и другими учреждениями и организациями, между Россией и Украиной. Предположения Бочарникова, что Товкань совершил преступления, были включены в содержание постановления как достаточные данные, свидетельствующие о совершенных преступлениях». И далее судья на профессиональном языке растолковывает прокурору, что «диспозиция ст.285 УК РФ является бланкетной, т.е. для наличия состава данного преступления необходимо было в постановлении о возбуждении уголовного дела указать, какие нормы, какого закона и иных правовых актов были нарушены, в чем заключаются эти нарушения. Помимо этого, обязательным признаком для данного состава преступления является наличие общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав или законных интересов граждан или организации либо охраняемых законом интересов общества или государства. В постановлении не указано, интересам какого государства, обществу или гражданам причинен существенный вред».
Одним словом, раз собственником санатория им. Семашко является Украина в лице Управления делами президента, то прокурору, прежде чем вынести постановление о возбуждении уголовного дела, нужно было получить на это поручение или согласие компетентных органов Украины или собственника имущества. А поскольку эти органы и собственник с таким поручением не обращались, более того, считают противоправным привлечение Товканя к уголовной ответственности, а в письме Бочарникова содержится лишь предположение о совершении преступления, то и действия В.Кузнецова противоправны.
Просто и понятно. Даже ежу. Но не прокурору.
...НО ПРОКУРОР УКАЗКЕ НЕ ВНЯЛ
Упорству и оперативности прокуратуры можно позавидовать: она не согласилась с постановлением суда и уже 7 апреля внесла кассационное представление в судебную коллегию по уголовным делам краевого суда. (Вот бы эту прыть - да на те дела, что годами валяются на прокурорских столах!) Мол, «суд уже на досудебной стадии уголовного дела выполнил функции разрешения дела», «Товкань является руководителем российского юридического лица и осуществляет управленческие и организационно-распорядительные функции в пределах своих полномочий», а значит, и подсуден российскому правосудию.
26 мая уже и судебная коллегия отказывает прокуратуре, находит постановление Кисловодского суда законным и обоснованным. Доводы фактически те же, что и в постановлении суда. А) Повод о наличии преступления в действиях Товканя является предположительным, в материалах нет конкретных данных о совершении преступления; б) ст.285 УК РФ предусматривает ответственность за злоупотребление должностными полномочиями лицом, которое занимает должности в учреждениях государственной или муниципальной власти России, Товкань же занимает должность в учреждении, которое является собственностью другого государства; в) судом дана оценка именно наличию повода и оснований для возбуждения дела, а не доказательствам и следственным действиям, поэтому никакого досудебного рассмотрения не было.
Может быть, теперь прокуратура успокоилась? Не тут-то было. 11 августа в президиум краевого суда уходит надзорное представление, подписанное уже знакомым нам заместителем прокурора края В.Кузнецовым. Те же аргументы, что и в кассационном представлении. Одним словом, у попа была собака... Повод для возбуждения дела - заявление Бочарникова, основание - злоупотребление должностными полномочиями. Санаторий на территории России, поэтому на его руководителя распространяется ст. 285 УК РФ. Согласия собственника не требуется... Прокурор просит отменить все судебные постановления «в связи с нарушением уголовно-процессуального закона».
Теперь уже президиум краевого суда вынужден играть под мелодию про попа и собаку - чуть ли не слово в слово повторяет выводы коллегии. Президиум опять подчеркивает, что в прокурорском постановлении необходимо было указать, какие нормы какого закона и иных правовых актов были нарушены, в чем заключаются эти нарушения. «Кроме того, обязательным признаком для данного состава преступления является наличие общественно опасного последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства». Свои обязанности Товкань выполнял на основании трудового договора с управлением делами президента Украины, и он не может быть субъектом преступления по статье, которая предусматривает уголовную ответственность за преступление, совершенное госслужащим учреждения РФ, прежде чем возбудить уголовное дело, у следственных органов должно быть поручение собственника. Раз его нет, то нарушен порядок вынесения постановления о возбуждении дела. С учетом положений Соглашения между Россией и Украиной о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, материалов дела, из которых видно, что действия Товканя были санкционированы должностными лицами Украины, суд правильно пришел к выводу об отсутствии достаточных данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Кажется, все. Куда как яснее. Выше президиума краевого суда только суд Верховный. Неужели прокуратура будет обращаться и туда? Предположение отнюдь не беспочвенное, по крайней мере, устно представители прокуратуры после заседания президиума это обещали.
ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ДРАМА
Что мы имеем в итоге? К трем попыткам незаконно завести уголовное дело на В.Товканя добавились три попытки отстоять неправедно все же заведенное дело в суде. Хорошо, что у судов хватило профессионализма и принципиальности остановить прокурорскую «принципиальность», и за это честь им и хвала. А если бы нет?
Трудно представить, что на должности заместителя прокурора края работают люди, плохо, или во всякой степени меньше, чем городские прокуроры и судьи, разбирающиеся в правовых нормах. Легче поверить в то, что подобное упорство продиктовано не законом, а каким-то, а точнее, чьим-то интересом.
Мы много наслышаны про передел собственности с привлечением силовых структур. И такое ощущение, что в нашем случае именно этот вариант. А точнее - уже своего рода месть за неудавшийся проект. А может - попытка отвлечь силы от борьбы за возврат собственности.
Напомним, что В. Товкань был единственным человеком в крае, да, может быть, и в России, кто остановил процесс разграбления санатория «Украина». Хоздвор только и успели за бесценок продать. Сейчас хоздвор санатория им. Семашко обслуживает и ессентукскую здравницу. Неудобно это и накладно. Но куда деваться. Хоздвором же ессентукским владеют теперь на законных основаниях некие три дамы с ничего не подсказывающими фамилиями. Вроде не придерешься. Товканю бы по судам ходить, добиваться возврата собственности. Но он в тех же судах отстаивает свое доброе имя. Что ни говори, изящная комбинация силовиков.
Второе, и, может быть, самое главное во всей этой возне - следствие пошло по ложному следу. Уходит от ответственности сам Бочарников. В заявлении на имя прокурора г. Ессентуки руководитель управления делами президента Украины И.Бакай обвиняет Бочарникова в нанесении ущерба санаторию «Украина» на сумму ни много ни мало 14 млн. 340 тысяч рублей. Тут и не согласованное Бочарниковым с хозяином сокращение коечного фонда, и неоправданные 12-процентные скидки на путевки избранным партнерам, и поездки самого Бочарникова за казенный счет на конгресс в Лондон и в Германию, и отвлечение денег на приобретение второстепенного имущества в то время, когда у предприятия были долги по налогам и ему начислялась по этой причине пеня, и материальное поощрение работников, когда санаторий был полупустой, и закупки по завышенной цене продуктов питания через фирмы родственников, и распродажа близким людям автомобилей по дешевке...
Заявитель прямо пишет, что Бочарников, «злоупотребляя доверием, халатно относясь к своим обязанностям, превышая должностные полномочия, расходуя не по целевому назначению денежные средства государственного бюджета Украины, путем присвоения и безосновательной растраты преднамеренно поставил санаторий «Украина» на грань банкротства». А что прокуратура? Если уж она так настойчиво применяет российские законы к украинским предприятиям, то тут как раз и налицо целый букет статей УК. Но «дело Бочарникова» пока в ее недрах, в суд так и не передано, хотя со времени заявления Бакая прошло полтора года. Прокуратура занята?
Патриотизм, конечно, штука похвальная, своих надо защищать. Но не такой же ценой?
Такое ощущение, что в этом случае прокуратуре как раз мешает юридическая принадлежность санатория «Украина». Теперь включены все дипломатические механизы. Дошло до того, что украинская сторона вышла на Минюст РФ с поручением подобрать в конкурсном порядке юридическую структуру, способную довести до конца претензии в адрес Бочарникова. Сейчас этим занимается, дай бог точно процитировать, Южно-Российская дирекция «Консалтинг-конфликта». Находится аж в Ростове. Прокуратура же в стороне...
И все же вся эта история вызывает оптимизм. Надежду, что закон уже нельзя повернуть, как дышло. Что можно добиться правды и восстановить свое честное имя.
Ценой каких сил, какого здоровья? Об этом знает только сам Василий Кузьмич Товкань.
Она хоть и оптимистическая, но все же драма.
Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет