Вы здесь

Будет ли «теневой» парламент Ставрополья независимым?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В жарких спорах прошло очередное заседание Координационного совета общественных организаций Ставропольского края по формированию краевой общественной палаты.

Как мы уже сообщали, инициативная группа общественников подготовила соответствующий законопроект. Но учитывая, что законодательной инициативой в крае обладает ограниченный круг людей, обратились к губернатору с просьбой внести этот законопроект в Государственную думу края. Однако при политическом консультативном совете при губернаторе была создана своя рабочая группа по подготовке аналогичного законопроекта. И именно этот - второй законопроект - был одобрен политсоветом. Объективно «губернаторская группа» постаралась учесть инициативы и предложения общественников, но есть и моменты, которые не устраивают многих представителей некоммерческих общественных организаций. Причем моменты ключевые. А один можно считать жизненно важным для становления гражданского общества, чему, собственно, и должны служить и федеральная, и региональная общественные палаты.
Обе группы разработчиков согласны с тем, что общественная палата края должна состоять из 30 человек.
Первую десятку членов назначит губернатор. А далее, если следовать федеральной схеме, «первопроходцы» должны выбрать вторую десятку из числа кандидатов, выдвинутых отделениями общероссийских и межрегиональных общественных организаций, действующих на территории края. И затем уже эти 20 «избранных» выберут последнюю треть палаты из числа 20 кандидатов, выдвинутых на конференции краевых и местных общественных организаций. Система приемлема для формирования президентской палаты, когда спектр предлагаемых кандидатов - персоны не только российской, но и мировой известности. Рядовых президент уже назначил в первую треть, куда вошла и учительница Л. Лысенко из Курского района Ставропольского края. А в крае эта схема дает возможность губернатору сформировать карманную палату. У нас на памяти краевое мероприятие, на котором избирались делегаты на конференцию в ЮФО по выборам кандидатов в президентскую палату. Тогда краевая власть включила в список всех верных своих приверженцев.
Поэтому Координационный совет общественных организаций Ставрополья хочет, чтобы две трети краевой палаты выбирались непосредственно на конференциях прямым голосованием. Это должны быть люди, скорее, неудобные, нежели удобные для власти, те, кто может сметь свое суждение иметь. Иначе это будет очередное общество добрых советов.
Ведь общественные разработчики законопроекта в числе главных приоритетов в работе краевой палаты видят поддержку гражданских инициатив, проведение общественной экспертизы краевых законопроектов. Общественная организация должна выполнять функцию контроля народа за властью. Желанием контролировать общественную деятельность власть не создает гражданское общество, а разрушает его.
На последнем заседании Координационного совета автор общественного законопроекта, руководитель военно-патриотического клуба «Русские витязи» Владимир Курзин назвал процедуру формирования палаты, предложенную губернаторской рабочей группой, антидемократической. Не согласен с нею и член Координационного совета адвокат Владимир Третьяков.
По его словам, возражения вызывает не только административное квотирование, но и временные рамки работы краевой палаты. Общественники предлагают 2 года, а затем - перевыборы, чтобы была ротация членов. Чиновники из Белого дома настаивают на четырехлетнем сроке. Это понятно, если вспомнить, что президент назначил губернатора на пять лет. Пока краевую палату изберут и она начнет работать, первый год губернаторства истечет, останется ровно четыре. Если рассматривать палату как клапан для выпуска социального пара, все ясно без комментариев.
И третий спорный момент - возрастной ценз. Координационный совет общественников хотел бы дать право стать членами краевой палаты 18-летним. Рабочая группа губернаторского политсовета поднимает возрастную планку до 25 лет. Если вспомнить, что когда-то в комсомольцах отцы семейств до 35 лет ходили, то можно и с 25-ти. А если учесть, что сегодня и президент молодой, и в правительстве российском - молодые министры, и топ-менеджеры крупных компаний - от 25 до 30-ти, то непонятно, почему не дать шанс кому-то из 18-20-летних представлять чаяния и интересы своего поколения?
Сегодня в крае по разным подсчетам от тысячи до полутора тысяч общественных организаций. И многие из них очень серьезно относятся к самой идее формирования «теневого» краевого парламента.
Как бы ни критиковали советскую вертикаль власти, но она имела свои «демократические принципы», по которым представительство различных групп населения в парламентах (советах народных депутатов) обеспечивалось, хотя и не всенародными выборами, а путем квот, распределявшихся самой властью.
В то же время всенародные выборы в постсоветское время привели к тому, что в российском парламенте совсем исчезли представители народа. Нет их, кстати, и в Государственной думе нашего края.
Сегодня и чиновники, и депутаты - это обособленное сословие, которое живет своими интересами и по своим понятиям. Общественная палата, куда хотят попасть представители интеллигенции, называемой когда-то совестью нации, может стать «теневым парламентом», способным влиять на решения власти. Если только Палату не сделают карманной палаткой.
Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет