Вы здесь

Ставропольские вытрезвители - лучшие в России, а число алкоголиков не убывает

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Депутаты города Качканар Свердловской области написали обращение к президенту России с просьбой принять меры по разработке и принятию законодательных актов, позволяющих остановить рост количества тунеядцев и пьяниц в обществе, при этом подчеркнули, что считают уместными и репрессивные меры в виде принудительного лечения от алкоголизма в лечебно-трудовых профилакториях.

Всемирная организация здравоохранения назвала демографическую ситуацию в России беспрецедентной для мирного времени: падает рождаемость, растет смертность. И немалый вклад в это вносит алкоголизм. Он молодеет и губит генофонд нации. Ставрополье по числу хронических алкоголиков на восьмом месте в ЮФО. Но не надо обольщаться. Алкогольная статистика еще более лукава, чем любая другая. В семьях зачастую «прикрывают» пьющих родственников: чтобы с работы не выгнали, чтобы на учет не поставили.
Милицейская статистика, думается, более объективна, хотя тоже не точна. Но вот удалось выяснить, что за 2004 год из 44 тысяч зарегистрированных в крае преступлений 4 тысячи совершено в состоянии алкогольного опьянения. То есть каждый 11-й. Но если брать не только уголовно-наказуемые деяния, а еще и административные правонарушения, совершенные в состоянии подпития (появление в нетрезвом виде в общественном месте, нецензурную брань в этом месте), то надо прибавить еще 7 тысяч. Итого получится, что каждый четвертый правонарушитель - начинающий или хронический алконавт. А это уже серьезная угроза общественному спокойствию.
- Сегодня только милиция и борется с этим злом, а надо бороться всем миром, - сказал мне старший инспектор отдела организации деятельности спецучреждений милиции и конвоирования Андрей Хныкин.
Как же борется милиция? Как в старые добрые времена помещает в вытрезвитель. Правда, вытрезвителей у нас в крае всего 11. Остальные закрыли, в основном, по требованию правозащитников: условия «проживания» постояльцев не соответствовали цивилизованным нормам. Зато в оставшихся, по словам А. Хныкина, условия не хуже, чем в гостинице.
- Наши вытрезвители - одни из лучших в России, - говорит Андрей Владимирович. - Фельдшер проводит осмотр и, если надо, оказывает медицинскую помощь, выдают всегда чистое белье. Сотрудник Октябрьской прокуратуры (на ее территории расположен этот форпост трезвости) ежедневно проверяет, как соблюдаются права «пациентов».
Удовольствие провести ночку в вытрезвителе - не из дешевых. В Ставрополе - 300 рублей. В Пятигорске - 200. В других городах - по 100-200 рублей. Тарифы устанавливают главы муниципалитетов. Кроме Ставрополя и городов Кавминвод, вытрезвители работают в Невинномысске, Буденновске, Новопавловске, Изобильном и Ипатово. В остальных райцентрах - упразднены. Хотя пьяницы и там никуда не делись.
Действующие вытрезвители вполне рентабельны. Выручка идет на зарплату персоналу, оплату коммунальных услуг. Забирают в вытрезвитель с 18 лет. Малолеток, а среди алкашей попадаются и 15-16-летние, милицейские экипажи развозят по домам.
Вытрезвляет ли вытрезвитель? Случайно принявшего лишнего на грудь - да. Хронического алкоголика - нет. Хотя доставленного в сие медицинское учреждение более 3 раз можно оформлять в наркодиспансер на принудительное лечение.
- А как вы относитесь к инициативе качканарцев, обратившихся к президенту с просьбой законодательно вернуть принудлечение в лечебно-трудовых профилакториях? - спросила я Хныкина.
- Это будет война с правозащитниками. Сейчас ведь такие законы, что без согласия самого алкоголика нельзя. Хотя я считаю, было бы отлично возродить ЛТП. Ко мне обращаются старики, чьи дети злоупотребляют. Просят направить в ЛТП - но нет такого. Сейчас человек может закодироваться, но только если пожелает. А так было бы хорошо, улицы бы очистили от хроников.
В вытрезвитель берут платежеспособных, а пьяницы подзаборные и там не нужны. Кстати, содержание лечебно-трудовых профилакториев тоже требовало немалых денег, но их выделяло государство. В России пили всегда. И до революции тоже. Это советская власть придумала антиалкогольные кампании и принудительное лечение. Но кто помнит горбачевско-лигачевскую антиалкогольную кампанию, когда повсеместно вырубались виноградники, в том числе и на Ставрополье, тот знает, что она породила не трезвенников, а, напротив, сподвигнула народ на самогоноварение, питие денатурата, одеколона, нюхание всяких клеев и прочей дряни. А число алкашей прибавилось. Прибавилось и число потенциальных клиентов профилакториев за колючей проволокой. Но им уже оставалось недолго существовать.
Под влиянием новых для России веяний, связанных с борьбой за права человека, было реализовано, наконец, закрепленное в Конституции, но никогда не реализовавшееся право на личную жизнь и на частную жизнь. И реализовано оно было в виде отмены принудительного лечения алкоголиков. Однако, подумав о правах алкоголиков, забыли о правах окружающих их людей. В первую очередь, их близких: жен, детей, стариков-родителей, которые просят сегодня милицию отправить непутевого сына на лечение, поскольку пьет, бьет, все из дому выносит и продает.
А что думает о возможности принудительного лечения минздрав? Первый заместитель министра здравоохранения края Александр Михайловский сказал мне, что ЛТП - это хороший социальный опыт, но он не вяжется с нынешним законодательством, поскольку это упирается в охрану прав человека. По словам А. Михайловского, мы не самая пьющая нация. По статистике французы, немцы, венгры количественно употребляют больше, но беда в том, что россияне предпочитают крепкие напитки. Культура пития отсутствует. И за границей более жесткие законы. Там пьяному нельзя свалиться в канаву и заснуть. Штрафы огромные.
Инициативу саратовцев, где вытрезвители отдали в ведение местного минздрава, А. Михайловский тоже не одобрил: подбирать пьяных - не забота медиков.
Так чья же они забота - эти алкоголики? И как их возвращать к нормальной жизни?
С этим вопросом я обратилась к одному из наших законодателей, первому заместителю председателя Государственной думы края Виталию Коваленко.
До перехода на постоянную депутатскую работу в парламент края Виталий Андреевич работал директором Георгиевского винзавода. Поэтому его мнение, думается, особенно интересно.
- Я эту болезнь не понимаю, - сказал законодатель. Раньше проходили алкоголики курс в ЛТП - эффекта не было. Кто хочет, тот и дома бросит. Излечиваются те, у кого есть желание. Я считаю, главная проблема та, что население незагружено.
- А сами вы выпиваете?
- Вообще не пью, даже пиво и шампанское. Но люди не должны отказываться, от вина польза есть. Просто надо пить умеренно натуральные сухие вина. Пару фужеров. Нет культуры пития, в этом беда.
По данным медицинской статистики, в России на учете стоит более 3 миллионов алкоголиков. И до сих пор многие россияне (вовсе не алкаши) встречают праздники по принципу: «Меньше, чем хотелось, больше, чем моглось». А после застолья и обильных возлияний садятся за руль. Количество автомобилей в личной собственности растет, несмотря на социальные катаклизмы. Растет и количество аварий, и количество трупов. В прошедшем году в крае было совершено около 300 аварий, когда водители управляли автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
Недавно читала где-то, что в Англии, если вы приехали в гости к человеку на своем автомобиле, было застолье и вы выпили, хозяин обязан позвонить в полицию и сообщить, что у него в гостях находился такой-то и употреблял алкоголь. Если он этого не сделает, а уехавший подшофе гость совершит аварию, то хозяин не просто разделит с ним ответственность, но понесет большее наказание, чем виновник ДТП.
Прежде чем это вошло в привычку, в стране провели несколько показательных судебных процессов над теми, кто уклонился от «доноса», показали эти процессы по телевидению. И нация осознала свой долг.
У нас же сегодня состояние алкогольного опьянения перестало быть отягчающим обстоятельством, дополнительного наказания за это не полагается. А раньше, кстати, принудительное лечение от алкоголизма было прописано в Уголовном кодексе как дополнительная мера наказания.
Не так давно прокурор Москвы Анатолий Зуев на заседании столичного правительства высказался за возрождение советской системы реабилитации алкоголиков, обосновав эту необходимость большим количеством преступлений, совершаемых пьяницами.
Прокурор Октябрьского района Ставрополя Владимир Решетняк, на чьей подведомственной территории находится единственный в краевом центре вытрезвитель, высказывается однозначно за возрождение ЛТП. Может, потому, что число попадающих в медвытрезвитель каждый год прирастает почти на 10 процентов. На вопрос: а как же права человека, В. Решетняк парирует:
- Есть такое понятие, как злоупотребление правом. В Конституции записано, что реализация прав человека не должна нарушать права других людей. Существование тюрем, колоний тоже можно считать нарушением прав человека. В принципе принудительное лечение от алкоголизма и наркомании должно быть. Может ли общество таким образом защищаться? Я считаю, да. Другое дело - процедура... Это вопрос к законодателям.
Как отреагировал президент на обращение депутатов из Свердловской области - пока неизвестно. Интересно, что их сподвигло на активность? Может быть, на Урале пьют еще больше, чем в наших южных краях?
Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет