Вы здесь

Чтобы получить паспорт, подростку пришлось отказаться от матери

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Бумажную волокиту уже можно назвать визитной карточкой России. Прежде чем выдадут на руки нужный документ, несколько дней побегаешь из одной организации в другую, в очередях постоишь. К примеру, пятнадцатилетнему ставропольцу Саше Макаеву потребовалось больше года, чтобы получить паспорт, а вместе с ним прописку и российское гражданство. А еще мальчик оказался в такой безвыходной ситуации, что ему пришлось согласиться с лишением его матери родительских прав. А дело было так.

Саша Макаев живет в двухкомнатной квартире вместе с бабушкой. Родители у мальчика есть, только видит он их очень редко. Отец Иван начал было злоупотреблять алкогольными напитками, потерял работу, остался без средств к существованию. Уехал из Ставрополя. Предположительно поселился в селе Труновском. Сегодня его местонахождение не знает ни жена Галина, ни теща Вера Васильевна, бабушка Саши. Два года назад его лишили родительских прав. Общение с сыном после этого практически свелось на нет. Саше не хватало отца, как, впрочем, и сейчас не хватает. Ведь подросток все годы был окружен исключительно женским вниманием - и в школе, и дома.
Мать Галину мальчик «потерял» вслед за отцом. Женщина, которая была в числе лучших медработников краевого центра, тоже стала прикладываться к бутылке и вскоре окончательно спилась. Как ни уговаривала Вера Васильевна дочь остановиться, как ни ругала, ссылаясь на тот вред, который Галина наносит семье и в первую очередь своему ребенку, ничего от этого не изменилось. Галина не хотела «завязывать», на работу устраиваться - тем более. Иногда, словно очнувшись, клялась-божилась, что бросит пить, станет добросовестной матерью, но обещания оказывались пустословием.
Вера Васильевна наотрез отказалась прописывать дочь и внука на своей жилплощади. Причина была не в том, что женщина не хотела принимать в доме родственников (она-то все еще надеялась на благоразумие дочери), а в повышении платы за коммунальные услуги, которое последовало бы вслед за увеличением числа жильцов в квартире. Вера Васильевна понимала, что одной ее пенсии в размере двух с половиной тысяч рублей не хватит на квартплату, не говоря уже о продуктах и одежде. В этот момент и возникла проблема у Саши, которому срочно требовалась прописка для оформления паспорта. Несколько месяцев бабушка утверждала, что никак не может прописать у себя внука. Длилось это до тех пор, пока знакомые не посоветовали Вере Васильевне лишить ее дочь Галину родительских прав. Саша был шокирован новостью. Если бабушка согласится, он останется полным сиротой при живых родителях, социальным сиротой. Вера Васильевна задумалась. По сути ведь в отношениях между матерью и сыном ничего не изменится: Галина так же, как и раньше, будет жить отдельно от Саши, но его опекуну станут платить пособие в размере около двух тысяч рублей.
Бабушка пыталась убедить подростка, что ему необходимо в суде документально отказаться от матери, а иначе не на что будет жить. Одноклассники упрекали Сашу за жестокость и бессердечие, постоянно задевали его, напоминая о предстоящем судебном процессе. Терпение мальчика было на пределе. Ему не хотелось идти в школу, выслушивать оскорбления сверстников, порой он и есть отказывался. Бабушка все-таки прописала внука в своей квартире, а тот был вынужден отказаться от родной матери.
В этой истории печальней всего то, что процесс лишения родительских прав Сашиной мамы растянулся почти на полгода. Все эти долгие месяцы бабушка с внуком пребывали в такой нужде, какая многим людям и не снится (и слава богу!). Каждый месяц у них не хватало средств даже на жизненно необходимые продукты. Иногда школьными принадлежностями делились с мальчиком краевые благотворительные организации, соседи. Они же договаривались с магазинами насчет оказания малообеспеченной семье единовременной материальной помощи в виде продуктовых наборов. В целях экономии Вера Васильевна перестала посылать Сашу за хлебом (она с трудом передвигается по комнате, а без палочки вообще никуда не ходит), стала печь хлеб дома из запасов муки. Мальчик забыл вкус мяса и конфет. В ежедневном рационе их питания - макароны, каши, супы.
Мальчик и его бабушка пережили тяжелое душевное потрясение, которое никакими деньгами не закрасишь. Даже самыми большими. Но таких, к сожалению, пока не выплачивают ни социальным сиротам, ни их опекунам. Чтобы хоть как-то выйти из денежного кризиса, Вера Васильевна согласилась мыть подъезд своего дома. Но ее подводит здоровье. Саша старается помочь бабушке, моет вместо нее подъезд и имеет за работу 140 рублей в месяц. Доход не существенный, но все-таки немножко помогает.
Несколько дней назад Саша Макаев все-таки получил паспорт. На тот момент ему уже исполнилось 15 лет. Если честно, раньше я и подумать не могла, что человек способен так радоваться документу! Со слезами на глазах Саша прижимал к груди свой долгожданный паспорт. Руки тряслись, не слушались хозяина, который пытался перевернуть страничку, где отмечается прописка.
Теперь он сможет устроиться на работу хотя бы во время летних каникул. По крайней мере, он об этом мечтает. Да и на жизнь у них с бабушкой будет чуть-чуть побольше денежных средств оставаться. В январе Вере Васильевне первый раз принесли пособие по опекунству. На радостях она купила Саше немножко карамелек, чего раньше не могла себе позволить.
Анна ДЬЯКОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет