Вы здесь

Не только созвучность фамилий...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Вопрос о том, что есть общего у М.С. Горбачева и И.Д. Сургучева, у большинства читателей вызовет недоумение. Некоторые спросят: «А кто это - Сургучев?». Другие с недоумением пожмут плечами. Найдутся и такие, которые многозначительно покрутят пальцем у виска. И верно, эти фигуры относятся к разным поколениям и категориям людей. Первый - широко известный, ныне здравствующий политический деятель, лауреат Нобелевской премии мира, президент «Международного фонда социально-экономических и политических исследований» («Горбачев-фонд»), а второй - полузабытый писатель, который, однако, был не менее популярен в начале XX века не только в губернском Ставрополе, в России, но и за рубежом. Пьесы Сургучева ставились на сценах театров столиц многих европейских стран. Мало известна другая жизнь Сургучева - общественного деятеля и предпринимателя.

Общее у них не только в созвучности фамилий. Оба родились на ставропольской земле. Горбачев - в селе Привольном, что на севере края, а Сургучев - в Ставрополе. Сургучев родился 15 февраля 1881 года (узкий круг людей недавно отмечал его 115-летие), а Горбачев - 2 марта 1931 года (исполняется 75 лет). Их разделяет всего 50 лет человеческой жизни и совершенно разная судьба. Сургучев - ярый противник большевизма, эмигрировал в 1922 году и прожил большую часть жизни на чужбине, а второй активно строил социализм. С опозданием поняв, что в СССР вырисовывается «не тот» социализм, вознамерился построить «социализм «с человеческим лицом». Не получилось.
Общее у Горбачева и Сургучева обнаруживается и еще с одной стороны. Оба были инициаторами строительства на ставропольской земле железных дорог, которые величали в старые времена «чугунками». Сургучев в 1911 году возглавил «Железнодорожную комиссию», целью которой было проектирование и строительство железной дороги, открывавшей прямую дорогу ставропольским товарам к Черному морю. Строительство дороги к порту Туапсе, так называемой Туапсинки, было завершено к 1916 году. Центральное звено дороги - Ставрополь - Армавир - после гражданской войны прекратило свое существование. То ли по нерадивости новой власти, то ли по причине оползней, которым подвержена Ставропольская возвышенность. Следы дороги сохранились в виде мостов и здания железнодорожного вокзала станции «Ставрополь-2».
Нет достоверных данных о том, какая комиссия пришла к выводу о том, что на севере Ставропольского края необходимо проложить еще одну железную дорогу. Однако известно, что инициатором ее строительства был Горбачев, который в 70-е годы XX века был первым секретарем крайкома КПСС (руководителем края с неограниченными полномочиями). В 1980-91-е годы Горбачев уже в Москве - член Политбюро единственной правившей страной партии, а в 1990-91-м - генеральный секретарь ЦК КПСС, а затем и президент СССР, страны, которая исчезла с карты мира не без его участия.
В короткие сроки железную дорогу построили. Она прошла через село Привольное, в котором родился Михаил Сергеевич Горбачев, и Красногвардейское, в котором он окончил среднюю школу. Здесь уместно привести цитату из учебного пособия по географии Красногвардейского района (1994 г.): «В 1989 году, 3 ноября, сбылась давняя мечта крестьян Медвеженского уезда. На железнодорожную станцию «Красная Гвардия» (с. Красногвардейское) прибыл поезд со станции Песчанокопская, тем самым в хозяйственную эксплуатацию была введена первая очередь железнодорожной ветки ст. Песчанокопская (Ростовская область) - ст. Передовая (Изобильненский район). Прошло более трех лет, и 16 марта 1993 года на железнодорожную станцию Красная Гвардия пришел первый пассажирский поезд Ставрополь - Москва, эта дата и вошла в историю как срок окончания строительства второй очереди и в целом всей железнодорожной ветки протяженностью 102 км. На ней в настоящее время образовано шесть станций и один разъезд... С вводом в эксплуатацию этой магистрали железнодорожный путь из г. Ставрополя до г. Москвы через Красногвардейское сократился на 450 км». Откуда взялась эта умопомрачительная цифра - авторы не говорят. Беглый взгляд на географическую карту позволяет усомниться в ней.
А о чем мечтали крестьяне большого пастушьего Медвеженского уезда до революции, можно только гадать. После 1917 года они мечтали о том, чтобы новая власть оставила их в покое. А она не оставила. Даже лишила селян исконного названия - Медвежье. Оно стало Евдокимовским (1935-38) в честь полномочного представителя ОГПУ по Северному Кавказу, той организации, которая разоряла и физически уничтожала крепких хозяев - «кулаков». После расстрела «врага народа» Евдокимова Е.Г. оно стало Молотовским (1938-57) - в честь того, кто вместе с подельниками организовал страшный голодомор 1933 года, а затем уже село назвали Красногвардейским. Опять же в честь тех, чьими руками творилось беззаконие в округе.
Злые языки утверждали, что в строительстве этой железной дороги не было экономической целесообразности. И была построена она якобы лишь для того, чтобы матушка руководителя государства могла от своего дома в селе Привольном до столицы добираться по железной дороге без пересадок. Не прошло и десяти лет, как эта дорога была заброшена. То ли потому, что свою родительницу Горбачев уже похоронил, то ли потому, что он уже не стоит у руля государства. Предприимчивые местные жители без препятствий со стороны правоохранительных органов растащили все ценное с этой дороги, не пренебрегая даже щебнем из ее насыпи. Попытка автора этих строк приобрести железнодорожный билет до станции Красная Гвардия вызвала у кассиров Ставропольского вокзала ироническую реакцию, хотя на картах края 2000 года эта железная дорога и станция обозначены.
А вот западная и восточная ветви Туапсинской железной дороги, итог деятельности Ильи Дмитриевича Сургучева и других безымянных инициаторов ее строительства, продолжают служить народу. Западная ветвь дороги - это живописная магистраль Армавир - Туапсе с туннелями через горы и мостами над горными реками. Восточная ветвь «Туапсинки» соединяет Ставрополь с глубинкой, как это и было задумано. Она идет по равнинам Ставрополья в современные города Ипатово и Благодарный через Светлоград (до революции это были села Винодельное, Благодарное и Петровское). Эти участки туапсинской железной дороги остались как память об Илье Дмитриевиче Сургучеве. А инициатива Горбачева оказалась бесплодной.
Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет