Вы здесь

«Стрижамент» под прицелом

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Адвокаты директора ОАО «Ставропольский ликеро-водочный завод «Стрижамент» Вячеслава Чеснокова, недавно взятого под стражу по уголовному делу, связанному с его профессиональной деятельностью, считают арест своего подзащитного незаконным и необоснованным и добиваются его немедленного освобождения.

Вячеслава Чеснокова, как и генерального директора еще одного крупного алкогольного предприятия Ставрополья, ООО «Протос» Панаета Панаетидиса Федеральная служба безопасности обвиняет в незаконной предпринимательской деятельности, сопряженной с извлечением дохода в особо крупном размере. 11 сентября 2005 года истек срок действия лицензии на производство, хранение, поставку спиртных напитков, выданной ОАО «Ставропольский ликероводочный завод «Стрижамент». Но по версии ФСБ, несмотря на отсутствие лицензии В. Чесноков с целью личного обогащения отдал своим подчиненным распоряжение продолжить производство алкогольной продукции. При составлении акта инвентаризации, которая проводилась на «Стрижаменте» 12 сентября 2005 года, якобы было сокрыто наличие на заводе остатков готовой продукции, этилового спирта, стеклянной тары, тарной этикетки, федеральных и региональных специальных марок.
ФСБ утверждает, что по указанию Чеснокова незаконно произведенная алкогольная продукция подчиненными ему работниками перевозилась для хранения в складские помещения, принадлежащие ООО «Протос» и ГУП ПСК «Ставропольагроуниверсал», и в последующем реализовывалась оптово-розничным фирмам Ставрополя.
Как подсчитало следствие, с сентября по декабрь 2005 года на технологическом оборудовании «Стрижамента» было произведено спиртных напитков на сумму 4,9 миллиона рублей.

ОАО «Ставропольский ликероводочный завод «Стрижамент» - старейшее предприятие отрасли (основано в 1868 году), на сегодняшний день единственное, находящееся в реестре краевой собственности.
Это одно из немногих предприятий, которое не нуждается в особом представлении. Кто не знает «Стрижамент» и его продукцию - торговую марку края. О высоком качестве водок и настоек завода известно далеко за пределами Ставрополья. В прошлые годы предприятие работало крайне нестабильно. Оно не один раз объявлялось банкротом. Сменялись руководители. После того, как в октябре 2003 года на завод пришла новая команда из ГУП ПСК «Ставропольагроуниверсал» во главе с Вячеславом Чесноковым, казалось, что наконец-то трудные времена для предприятия позади. Новому руководству удалось сделать немало. Вот некоторые факты и цифры. В 2005 году предприятие обновило оборудование на 10 миллионов рублей. За 4 месяца прошлого года, когда завод работал на полную мощность, только акцизов было перечислено в бюджет 36 миллионов рублей. За полтора года новое руководство «Стрижамента» погасило кредиты «Газпромбанка», «Ставропольпромстройбанка», частично погашен кредит Внешторгбанка.
Самое главное, а такую задачу ставил перед агроуниверсальцами губернатор Ставрополья, сохранен уникальный коллектив предприятия, традиции производства качественной продукции. На выставке «Продэкспо-2005» прославленная горькая настойка взяла награду «Звезда Продэкспо за превосходное качество». Другие настойки и водки получили золотые и серебряные медали. Как отмечал в интервью газетам Вячеслав Чесноков: «...добываем славу только натуральными продуктами: свежие и сушеные фрукты, лекарственные травы, пряноароматические растения, цитрусовые... Никогда не пользовались модными и дешевыми в производстве ароматизаторами и искусственными красителями».
Да и сейчас, когда в отношении руководителя завода заработала следственная машина, «Стрижамент» с очередной выставки «Продэкспо» вновь вернулся с наградами.
Известие о возбуждении уголовного дела в отношении директора «Стрижамента» накануне Нового, 2006 года, прогремело как гром среди ясного неба. Вячеслав Чесноков не признает обвинений ни по одному из пунктов, считает их надуманными. Но сейчас не об этом.
n n n
Несколько дней назад, 3 марта, Ленинским районным судом Ставрополя было вынесено постановление об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Вячеслава Чеснокова. Об этом ходатайствовал следователь УФСБ по Ставропольскому краю. По мнению ФСБ В. Чесноков скрывается от предварительного следствия, препятствует производству по уголовному делу: путем угроз вынуждает подчиненных ему работников ОАО к даче заведомо ложных показаний, пытается оказать давление на руководителей оптово-розничных фирм, приобретавших алкогольную продукцию «Стрижамента», произведенную без лицензии. Арест Вячеслава Чеснокова необходим, считает ФСБ, чтобы обеспечить приговор суда. Тем более, что директор «Стрижамента» обвиняется в тяжком преступлении, за которое предусмотрено лишение свободы на срок до 6 лет.
Адвокаты Вячеслава Чеснокова расценивают решение Ленинского райсуда как незаконное, необоснованное и естественно, подлежащее отмене. Соответствующая кассационная жалоба на постановление суда уже направлена в кассационную коллегию по уголовным делам краевого суда и будет рассмотрена в ближайшие дни.
Во-первых, адвокаты считают, что Чесноков взят под стражу по обвинению в совершении несуществующего преступления. И в постановлении суда, и в ходатайстве следователя указано, что Чеснокову инкриминируются ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 171 и п. «б» ч. 2 ст. 171.1 УК РФ. Но согласно ФЗ № 162 от 08.12.03 п. «б» ч. 2 ст. 171.1 УК РФ (неоднократное производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров или продукции, которые подлежат обязательной маркировке) утратил силу. Почему этот момент был принят судом во внимание - остается загадкой.
Санкция же по ч. 2 ст. 171 УК РФ предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы, т.е. относится к преступлениям средней тяжести. Вывод суда о том, что руководитель «Стрижамента» обвиняется в совершении тяжкого преступления, не соответствует действительности, считают адвокаты. И поэтому арест может быть избран лишь при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.
- Суд к тому же должен был учесть данные о личности Вячеслава Чеснокова, - рассказывает адвокат Адвокатской палаты Ставропольского края Яна Першина. - Что у него семья - жена и двое детей, что он заслуженный человек, характеризуется исключительно положительно, много лет уже занимает руководящие должности, что у него серьезные проблемы со здоровьем, и тюремный режим в настоящее время для него особенно губителен.
Но защита была лишена возможности предоставить в судебное заседание какую-либо информацию о личности В. Чеснокова, поскольку его арест был произведен с грубыми нарушениями уголовно-процессуальных норм, конституционных прав и свобод, считают адвокаты.
По их рассказу, 3 марта руководителя «Стрижамента» пригласили телефонным звонком в кабинет следователя ФСБ к 11.00 якобы для того, чтобы ознакомить с новым составом следственно-оперативной группы по его уголовному делу. Но в 11.30 Чеснокова без оформления в отношении него протокола задержания принудительно поместили в оперативную машину и доставили в суд. Там ему объявили, что в 14.00 судом будет рассмотрено ходатайство об избрании в отношении него меры пресечения. То есть ни В. Чесноков, ни его адвокаты не были уведомлены надлежащим образом о предстоящем судебном заседании.
Но далее последовали еще более незаконные действия в отношении подсудимого. В связи с тем, что представитель краевой прокуратуры предоставил недействительное удостоверение, суд перенес рассмотрение ходатайства на 15.30.
Но Вячеслав Чесноков этого времени не дождался. В последние недели он чувствовал себя не важно, и в тот день, очевидно на почве дополнительных переживаний, его состояние вдруг резко ухудшилось. Имея направление, он был госпитализирован в 3-ю горбольницу. Однако оперативные сотрудники ФСБ, опять документально не оформляя фактическое задержание, не поставив в известность лечащего врача, доставили руководителя «Стрижамента» в здание Дома правосудия. Следом была вызвана машина «скорой помощи», поскольку Чесноков не мог даже самостоятельно передвигаться. Врачи «скорой» постоянно оказывали директору медицинскую помощь и требовали его госпитализации.
Как утверждают адвокаты, состояние их подзащитного было таково, что он не мог участвовать в судебном заседании, не мог отвечать на вопросы, не мог каким-либо образом защищать свои интересы. Тем не менее суд принял решение, что Чеснокову необходимо избрать меру пресечения в виде заключения под стражу.
Как говорит Яна Першина, в материалах уголовного дела в отношении руководителя «Стрижамента» нет ни одного документа, свидетельствующего о том, что Чесноков скрывается от следствия, препятствует производству по уголовному делу, вынуждает своих подчиненных давать ложные показания...
Поводом для ареста Чеснокова стало лишь отсутствие его подписей на повестках о вызове к следователю.
Нарушение Уголовно-процессуального кодекса защита видит и в том, что в отношении Чеснокова уже избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
Сначала следователи возбудили несколько уголовных дел в отношении Чеснокова (недавно все дела соединили в одно) и по одному из уголовных дел и избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Соответственно, следователь должен был ходатайствовать не об избрании, а об изменении меры пресечения.

Уже третий месяц производство на «Стрижаменте» - визитной карточке Ставрополья, крупном налогоплательщике - остановлено. Несет колоссальные убытки и само предприятие. Тратятся немалые средства на поддержание в рабочем состоянии технологических линий. Коллектив завода с января сидит без зарплаты, под угрозой увольнения 60 процентов нынешних работников «Стрижамента».
Владислав ФУШ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет