Вы здесь

Обыкновенная судьба

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Нужна ли женщина армии, может ли она стойко переносить все тяготы и лишения суровой воинской службы? Споры на эту тему были всегда. И, очевидно, никогда не прекратятся.

Мы же спорить не будем, а приведем в пример судьбу самой обыкновенной женщины - подполковника медицинской службы Ольги Киреевой, врача-терапевта поликлиники УФСБ по Ставропольскому краю.
В общем-то, простой девчонке Оле из советского города Горького никогда не мечталось о золоте погон. Думалось ей совсем о другой профессии - врачебной, которой занимался ее отец.
Правда, отец видел дочь продолжением своей рано умершей супруги, преподававшей в школе английский язык.
- Но после смерти мамы я мечтала только о профессии врача! - вспоминает Ольга Григорьевна. - Чтобы помогать людям жить дольше, без болезней. Поэтому поставила перед собой только эту цель, цель всей жизни - стать врачом.
Надо сказать, что девушке понадобилось много упорства, силы духа для достижения заветной цели. Не секрет ведь, что медицинские институты во все времена были неприступными бастионами для осаждающих их стены абитуриентов.
Ольге понадобилось долгих четыре года, чтобы поступить-таки в Горьковский медицинский институт. Ради этой цели упрямая красавица из года в год отказывалась от своего семейного счастья, которое предлагал ей школьный товарищ, ставший к тому времени курсантом военного училища.
И только хорошо укрепив свои институтские «позиции», Ольга согласилась стать женой офицера-пограничника (того самого терпеливого одноклассника).
- Было это уже на 2-м курсе, - говорит Ольга Киреева, - муж проходил службу в Сковородино. Там, конечно же, не было ни медицинского, ни какого-либо другого института. Вот и приходилось нам жить по-семейному только в дни моих каникул, да на практике.
Хорошо, что судьба не долго испытывала молодую семью эдаким способом: главу семьи, пограничника-связиста, перевели в Хабаровск. И Ольга тут же оформила документы на перевод в Хабаровский мединститут.
К этому времени у них уже родилась дочка. Событие это, понятно, само по себе радостное. Но... каждому известно, сколько сил и здоровья отнимают изнурительные ночные бдения у детской кроватки, пеленания-купания да младенческие болезни. Какая уж тут учеба, да еще в сложнейшем медицинском институте?
Плюс ко всему их квартира располагалась в военном городке, удаленном от Хабаровска на 20 километров. И что же делать? Возить ребенка с собой, сквозь метель и пургу? Или оставлять его на попечение мужа-офицера?
Этот «гордиев узел» неразрешимых проблем одним махом разрубил... отец Ольги, решившись на необычный и мужественный поступок.
- Это был его отцовский подвиг! - восхищается Ольга Григорьевна. - Настоящий подвиг! Потому что папа уволился с работы, оставив любимую хирургию. Он бросил родной город, всю родню, друзей и знакомых и стал нянькой нашей дочери.
Именно благодаря такой жертвенности отца и смогла Ольга успешно учиться. А затем, в 1982 году, стать дипломированным врачом-терапевтом.
Но если вы думаете, что после окончания медицинского института Ольга занялась любимым делом, то глубоко заблуждаетесь. Ведь военный люд, как правило, свою судьбу не выбирает. Обычай таков: «Вот приказ. Труба зовет!» И... поехали.
Благо, ехать Киреевым выпало не в Кушку или другие «дыры», воспетые военным фольклором. Выпал им счастливый билет в славный град Берлин.
Заграница Ольгу Кирееву не особо обрадовала. Молодого, энергичного врача здесь вовсе не ждали. Долгие поиски работы завершились в госпитале, где врач-терапевт согласилась на единственную вакантную медицинскую должность... медсетры инфекционного отделения.
- Всего-то несколько дежурств я там отработала, - вспоминает Ольга Григорьевна, - и вынуждена была уволиться. Потому что в заявлении указывала: «До прибытия военнослужащего». А такой человек очень скоро и прибыл...
Очень обидно было Ольге Киреевой, что медицина, по существу, не стала ее профессией. И за долгих пять лет, что предстояло провести в Германии, неизбежна была «дисквалификация».
Чем же тогда занять свою энергичную натуру? «Да вот есть одна работенка - обслуживать виллы генералитета: газоны стричь, розы высаживать, деревья поливать...»
Так и стала врач Киреева газонокосильщицей. Однако главным делом для нее, конечно же, оставалась семья: муж, дочь и... родившийся в Берлине сын Максим.
Долго не решалась Ольга на очень ответственный, по ее мнению, шаг - поступление на военную службу. Хотя, вернувшись из «загранки» в Союз (в конце 1987 года), она наконец-то приступила к работе по специальности.
Погоны офицера легли на плечи Ольги Григорьевны только в марте 1994 года, когда российские пограничники были вынуждены покинуть Закавказье.
- В 1993 году мы из Баку выходили в дагестанский Избербаш, - вспоминает она. - Пока часть расформировывалась, пока все заново организовывалось, я и оформляла документы на военную службу. Раньше этого нельзя было сделать, потому что маленькие дети требовали много внимания.
Надо признать, что женщине служить всегда было гораздо сложнее, нежели мужчине. Ведь, придя домой после изматывающего рабочего дня, муж требует отдыха для восстановления сил. И этот так необходимый отдых должен же кто-то обеспечить. А кто, если не верная помощница и, так сказать, домашний тыловик -то бишь жена?
А ежели в семье два офицера и нет больше помощников? Кто приготовит пищу, воспитает детей, выучит их и просто отправит в школу? Вопросы эти, учитывая походную и перегрузочную военную специфику, далеко не праздные.
- Да, сплошные командировки! - соглашается подполковник медицинской службы Ольга Киреева. - Я тогда была майором и проходила службу в ОВО «Махачкала». Это был период очень частых командировок, когда мы с мужем делились - кому ехать из нас двоих. Но даже не в «некомандировочные» дни мы с мужем уходили из дома очень рано, а возвращались поздно - около 9 вечера...
Ольга Григорьевна уверена, что ей повезло с мужем:
- 4 февраля мы отметили 29 лет совместной жизни. За это время муж и готовить научился, и помогать детям, и гладить. Он мне во всем помогает. Я с работы, а ужин на столе: «Мамочка, садись кушать».
Ольга Киреева уверена, что взаимоотношения в семье зависят не от военной специфики:
- Все идет из семьи. Если ребенок видит уважение отца к матери, он тоже будет уважать женщину, которая будет рядом, которую он любит.
То есть он должен на каком-то положительном примере строить свои отношения. Если мой муж никогда на меня руки не поднял, почему мой сын должен кого-то бить. А если его били всю жизнь, то и он, соответственно, переносит этот негатив на других людей.
И дети пограничников Киреевых росли, видя перед собой пример родителей. Видя их опасную и сложную работу.
Ольге Киреевой во время службы в Дагестане приходилось частенько выезжать за границу. Это было опасное время первой чеченской кампании.
- Ездила обследовать солдат мотоманевренных групп. На меня одевали бронежилет, каску, я получала оружие.
Но совсем не поездки отложились в памяти врача, а свое, профессиональное.
- Это когда ты летишь за раненым. Тебе его передают врачи группы медусиления. Просто присел вертолет, они его на носилках приносят, он в капельницах, кровь переливается. И он без сознания. Медсестричка с этими флаконами заскакивает в вертолет, и мы летим обратно. Я держу его за руки, и хочу отдать ему часть своей энергии жизненной, чтобы ему хватило, пока мы летим.
И говоришь летчикам: «Ну, быстрее, ребята! Ну, пожалуйста, ну скорее!» Они говорят: «Доктор, да мы и так быстро летим».
А уже все подготовлено, реанимобиль стоит из республиканской больницы Махачкалы. И такое облегчение, когда реаниматолог смотрит на раненого и говорит: «Будет жить!»
К сожалению, врач Ольга Киреева не всегда могла своим умением спасти жизни пограничников. Так было в ноябре 1996 года при взрыве жилого дома в Каспийске.
Это было ужасное зрелище: болтаются панели, камни. Повсюду - плач и стон...
Но вспоминает Ольга Киреева не только страшное. Были в ее службе и курьезы:
- Например, мне запрещали в форме ходить. Начальник ОВО «Махачкала» генерал-майор Даниленко говорил, что по городу бродят слухи о том, что есть майор такая в форме, и она руководит подпольной икорной мафией...
Ныне подполковник Ольга Киреева служит далеко от Каспия, в Ставрополе. И ничуть не сожалеет о сделанном когда-то военном выборе:
- Если начать жизнь с чистого листа, я опять пошла бы на службу! Не знаю, потеряла ли я женственность, служа в армии. Мне кажется, нет.
Я просто не мог не спросить Ольгу Кирееву о смысле жизни - ее военной жизни.
- Я всегда помню слова артиста Черкасова, - говорит Ольга Григорьевна. - «Все остается людям». Ты - человек, ты - составная часть, атом человеческого общества. И ты живешь для него, а не для себя.
Моим предназначением было стать врачом. Я его выполнила. И второе - остаться хорошим человеком. Думаю, я осталась таким человеком.
А любовь к ближнему - она у меня все время есть. Я переживаю за каждого из вас.
Петр ИЛЮШКИН.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет