Вы здесь

Обошлись без чиновников

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Несколько ставропольцев, членов ставропольского регионального отделения всероссийской ассоциации защиты прав избирателей «Голос» 26 марта участвовали в работе группы международных наблюдателей, которые контролировали ход выборов в последний день. Своими впечатлениями делится один из участников этой группы.

В шесть утра в воскресенье мы были на избирательном участке в селе Шестаковка, неподалеку от Харькова, и наблюдали за тем, как члены участковой комиссии готовились к открытию участка. А в половине десятого вечером, проехав около трехсот километров по пяти районам и посетив одиннадцать участковых комиссий, до самого утра задержались в шестой школе небольшого городка Чугуево неподалеку от Харькова, чтобы своими глазами увидеть, как распаковываются избирательные урны и как воля избирателей превращается в имеющий законную силу документ. За это время мы переговорили с десятками членов избирательных комиссий - и руководителями, и рядовыми наблюдателями, представителями партий и кандидатов, пересеклись даже с международными наблюдателями из Канады, направленными сюда обществом выходцев с Украины, и, конечно же, рядовыми избирателями, пожилыми и молодыми, партийными и беспартийными. Впечатлений более чем достаточно.
Прежде всего, бросилась в глаза активность избирателей. Поразили очереди у столиков, за которыми выдавали бюллетени, вызывала удивление вереница людей, тянущихся по одному, по двое в сторону избирательных участков. С утра избирательные урны штурмовали пожилые и те, кто постарше, а к вечеру вспомнила о своих гражданских обязанностях и молодежь. И так было до самого закрытия участков. На некоторых из них те, кто не успел проголосовать, оставались в помещении после официального закрытия и терпеливо дожидались своего часа до половины одиннадцатого и где-то даже до одиннадцати. Люди верили, что от их выбора что-то зависит, и хотели отдавать голоса за своих кандидатов.
Меня, как, наверное, и многих, интересовал вопрос: а как разберутся избиратели, особенно пожилые, в необъятных простынях, какими представлялись огромные бюллетени. Действительно, в каждом бюллетене было по сорок восемь партийных списков. Причем, добавлю, одновременно выбирались депутаты в областную раду и районные советы. Голова кругом пойдет. Однако избиратели, как ни странно, разобрались, в том числе и пресловутые старушки, в умственных способностях и здравом смысле которых почему-то сомневаются некоторые наши депутаты: они уверенно ставили галочки и крестики именно там, где хотели. Конечно, на это уходило много времени, откуда, собственно, и очереди. Испорченных же бюллетеней было немного.
На тех участках, где я побывал, фальсификации с бюллетенями были попросту исключены. Специалисты по части «вбрасывания» липовых бюллетеней могли отдыхать. Во-первых, прозрачные урны, стоящие на глазах у нескольких десятков наблюдателей. Попробуй вбрось пачку листов! Во-вторых, каждый бюллетень имел контрольный талон, который отрывался при выдаче и считался отдельно. Если вы напечатали где-то фальшивые бюллетени, их быстро вычислят в случае необходимости. Жестко контролировались поездки с выносными урнами. По открепительным талонам проголосовало очень мало избирателей, так что этот «резерв» фальсификаторов тоже не мог сработать. И еще одно отличие от наших выборов: в Украине нет досрочного голосования, этого столь распространенного у нас узаконенного способа фальсификации.
Ну и самое удивительное для нас: украинские чиновники вообще не участвовали в организации выборного процесса. Ни один представитель от президента, правительства, губернатора, мэра не входил в состав избирательных комиссий. Волков и овец развели. Избирательные комиссии формировали партии, и все партии, участвовавшие в выборах, имели одинаковые права. Председателем комиссии избирался представитель одной партии, заместителем другой, секретарем третьей. Никакой дискриминации. Не было главных, любимых и не любимых. Это действительно достижение украинцев. Причем в своем стремлении очистить выборы от малейшего привкуса административного участия украинцы, по- моему, даже слегка перегнули. Мне довелось побеседовать с главой одного поселка. Говорили мы на ступеньках избирательного участка. Я предложил пройти в помещение, а он, улыбнувшись, развел руки: вы что, я не имею права входить сюда. Вот так! Чтобы «не оказывал давления». С такой «дискриминацией», наверное, можно и не согласиться. Но важен принцип: избирательная комиссия абсолютно независима от исполнительной власти. Это сильно оздоровило выборный процесс, сделало его более прозрачным, демократичным, и, следовательно, легитимным в глазах миллионов граждан Украины. Как у нас насчет этого, мы хорошо знаем. Не потому ли нам приходится загонять избирателей, чтобы выборы не сорвались из-за неявки?
Конечно, есть у этого начала и минусы, хочется верить, преходящие. Партии не сумели справиться с поставленной перед ними задачей: не у всех хватило кадрового и организационного ресурса, прежде всего для выделения подготовленных членов избиркомов. Поэтому повсюду нам жаловались на то, что людей в комиссиях маловато для выпавшего на них объема работы, что очень часто в комиссию включаются люди неквалифицированные. И как всегда, слабое финансирование, низкая оплата членов избиркомов. Надо полагать, из всего этого будут сделаны выводы.
Невольно сопоставляя организацию выборного процесса на Украине с тем, что наблюдаю у нас, я поймал себя на таком сравнении: если в украинском законе все прописано четко и ясно, и так, чтобы предусмотреть и исключить малейшую возможность подтасовок (например, закон требует, чтобы переносная урна располагалась прорезью вниз, дабы никто не мог по ошибке вбросить в нее бюллетень), то в наших законах многое словно специально запутывается, чтобы создать люфт для маневра и возможностей толкования и последующего вмешательства. Если украинцы создали механизм выявления народного волеизъявления, то наши законодатели в большей степени озаботились созданием подконтрольной власти машины для манипулирования.
Мы наблюдали исключительно за соблюдением формальных процедур, прописанных в законе. Политическая и идеологическая составляющая избирательной кампании, агитационная ее часть прошли мимо нашего внимания. Мы застали последний день агитации и успели кое-что увидеть в пятницу на телевизионных каналах, да прочитать в вышедших в этот день газетах. Наверное, здесь тоже не обошлось и без черного пиара, и выброса компромата и прочих удовольствий избирательных кампаний. И, тем не менее, все, с кем бы ни говорили, при всем различии их политических позиций, сходились на одном: Майдану можно быть благодарными хотя бы за то, что в Украине появились подлинно независимые и свободные СМИ. Не было монополии одной партии, какой бы главной и правящей она ни представлялась. Люди могли увидеть и услышать все точки зрения. И сопоставить их. В этом смысле мы сегодня находимся далеко от Украины.
Пожалуй, это самое главное впечатление, вынесенное из поездки по Украине: там действительно состоялись свободные, демократичные выборы, на которых все игроки имели равные права и возможности и состязались между собой за симпатии избирателей. Как известно, на Украине серьезный политический кризис. И чтобы найти выход из него, правящая элита обратилась к народу. Чего хотелось бы пожелать и нашим политикам.
В.КРАСУЛЯ, координатор Ставропольского регионального отделения Ассоциации «Голос».

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет