Вы здесь

Еще одна «удавка» для российских авиаторов

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

20 января Минюст зарегистрировал приказ №139 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ», подписанный министром транспорта Игорем Ливитиным еще в ноябре прошлого года. Согласно этому положению нормы налета для членов экипажей воздушных судов теперь составляют 80 часов в месяц, 800 часов в год. Для сравнения: в США это 100 и 1000 часов, в Европе 90 и 900 соответственно.

Казалось бы, можно возрадоваться такой отеческой заботе чиновников о российских авиаторах, однако, разработанное Минтрансом Положение вызвало шок в авиационном сообществе. Дело в том, что эта норма плюс ежесуточные ограничения (для двухчленного экипажа - 10 ч. днем, 9 ч. ночью) затрагивают не только и не столько режим рабочего времени, они существенно затрагивают все направления экономической, технической и социальной политики авиаперевозчиков.
Прежде всего тяжелый удар наносится по экономике авиакомпаний. По дальности полетов Россия - не Европа, и неспроста американские нормы налета выше европейских. Поэтому с учетом предполетных и послеполетных мероприятий оборотный рейс продолжительностью свыше пяти часов придется выполнять с усиленным экипажем. Это приведет к значительному увеличению числа экипажей. Дополнительный персонал - существенные расходы на его содержание, которые в конечном счете, лягут на пассажиров.
Сегодня у нас летный состав 160 человек, - говорит командир летного отряда ФГУАП «Кавминводыавиа» Анатолий Гулов. - Этого вполне достаточно, чтобы выполнять тот объем полетов, который планирует предприятие. А вот новое Положение вынуждает нас увеличить штат еще на 50%. Почему? Дело в том, что те, кто писал этот документ, не учли специфику летной работы, а именно - работа летчика начинается задолго до того, как он садится за штурвал. Отсчет идет сразу, как он приезжает на обязательную медкомиссию, и все дальнейшие предполетные процедуры идут в зачет, а если задержка рейса в другом аэропорту, например, по метеоусловиям... Другими словами, экипаж летал - не летал, режим рабочего времени нарушил. Нарушил - пиши объяснение, оправдывайся. Не сумел оправдаться, это расценивается как солидное нарушение, наряду с появлением в нетрезвом виде или неисправности самолета, и к авиакомпании могут быть применены очень серьезные санкции, вплоть до лишения лицензии!
- Анатолий Дмитриевич, а как обстоит дело с дополнительными кадрами. Можно ли в кратчайшие сроки пополнить состав высококвалифицированными специалистами?
- Конечно, нет. Начнем с того, что мы готовим командиров воздушных судов исключительно из своих пилотов, не берем никого со стороны. Чтобы из выпускника летного училища вырастить классного пилота, нужно лет пять-шесть. Посмотрим на обстановку с летными кадрами в стране: дефицит летчиков по отрасли - 350-500 человек в год. В то же время молодых специалистов авиация получает лишь 10% от потребности. Вот такая арифметика. Даже без новых требований на авиапредприятиях в последние годы остро чувствуется нехватка пилотов, а Положение усугубляет ситуацию и фактически вынуждает перевозчиков привлекать сторонних специалистов. Как это скажется на безопасности полетов?
- Ну, может быть, есть ложка меда в этой бочке дегтя? Все-таки не один год чиновники и профсоюзы «ломали копья», прежде чем пресловутый документ лег на стол министру! Раз речь идет о летчиках, то им-то должно быть хорошо?!
- Я бы этого не сказал. По новому Положению, пилоту, находящемуся в резерве, засчитывается 100% рабочего времени, а оплату он получает только 50%. Это раз. А второе: если он летит запасным в дальний рейс, то получается, как будто отдыхает. Но как вы думаете, может человек нормально отдохнуть в самолетном кресле?!
Нехитрыми действиями сложения и вычитания пилоты ФГУАП «Кавминводыавиа» подсчитали, что выполнение норм нового Положения сократит их ежемесячную зарплату минимум на двадцать процентов, при этом нарушений «Положения о режиме рабочего времени» никак не избежать. А предприятие, между тем, вынуждено усиливать экипажи на дальних полетах вдвое или втрое. В ущерб чему? В ущерб коммерческой загрузке судна. Прибавив к этому командировочные, расходы на гостиницу для летного состава, получим сумму в несколько десятков миллионов рублей в год.
Что же выходит? Авиакомпаниям новое Положение не выгодно, летчики от него страдают, пассажиры тоже. Кто же тогда в выигрыше? Думается, что люди, далекие от авиации, не станут искать ответ на этот вопрос, специалисты же его знают, только, как говорится, плетью обуха не перешибешь. Придется как-то подстраиваться под решение властей предержащих, хитрить. Тем более что россиянам это не впервой.
Ольга МАКСИМЕНКО, Минеральные Воды.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет