Вы здесь

Роман о музее

Слова директора Эрмитажа Михаила Пиотровского - «Музей - это основа цивилизации» - стали эпиграфом к вышедшему в свет уникальному изданию под названием «Роман о музее», посвященному столетию Ставропольского краеведческого музея имени Г. Прозрителева и Г. Праве. Уникальному же потому, что из 2500 музеев России ни один больше такой книги не имеет.
Роскошно изданная, со множеством иллюстраций из фондов музея, написанная на основе обширного документального и мемуарного материала, книга читается на одном дыхании. Ну а так как краеведческий музей, впитавший в себя за 100 лет существования судьбы людей, вещей, далекие и близкие эпохи, поневоле стал главным героем повествования, то автор - известный в крае журналист Ирина Селунская - так свою книгу и назвала - «Роман о музее». В нем, как и в человеческой жизни, есть взлеты и падения, победы и поражения, высокие порывы и неудачи. Но в каждой главе, о каком бы периоде жизни музея ни шла речь, есть нечто объединяющее энтузиастов всех времен - их верность девизу: «Найти и сохранить».
На презентацию книги пришли друзья краеведческого музея и те, кто помогли в ее издании. Главными же спонсорами, как сказал директор музея Николай Охонько, выступивший в данном случае и как научный редактор «Романа о музее», были Нотариальная палата Ставропольского края и Адвокатская палата Ставропольского края. И, наверное, это не случайность. Ведь отцы-основатели Ставропольского краеведческого музея тоже были юристами. Г. Прозрителев работал присяжным поверенным в окружном суде Ставрополя, а Г. Праве - нотариусом.
Документалистика - вещь сложная. Она может быть нудной, протокольной, а может быть чрезвычайно интересной. Такой, какой она и предстает в «Романе о музее». Иллюстрированные подлинными фотографиями главы книги рассказывают об истоках музейной коллекции, о жизни музея в годы фашистской оккупации, о замечательных подвижниках, здесь работавших и работающих сейчас. В частности, о живой легенде краеведческого - старейшем музейщике края Вениамине Госданкере. Есть в книге сведения о первом в СССР вагоне-музее. Да, «музей пошел в народ». Не обошлись авторы и без каламбура: «Как только в музее завершилась надстройка третьего этажа, в стране началась перестройка». Эта глава так и называется «От надстройки до полной перестройки». И говорится в ней и о Горбачеве, и о Солженицыне, и о Гречишкине, подарившем родному городу 167 своих лучших пейзажей. А в последней главе («Устремляясь в будущее») рассказывается о преобразовании музея в Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Прозрителева и Г. Праве. Таким образом деятельность музея наполняется новым содержанием. «Ведь, - говорит Николай Охонько, - если ты пристально вглядываешься в прошлое, изучаешь его, то тем самым закладываешь фундамент будущего, собирая звенья времен, эпох, событий в драгоценную цепь памяти, связывающую поколения».
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет