Вы здесь

«Росинка» - словно слезинка...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

...Ребятишки вместе с воспитателем оформляют зал, где они будут отмечать Международный день защиты детей. А потом рассаживаются на стульчики - посмотреть, как все хорошо получилось. Пользуясь случаем, задаю банальный вопрос: «От кого надо защищать детей?»

В глазах у ребят сначала - недоумение, а потом посыпались ответ за ответом. Десятилетняя Настя: «Детей надо защищать от бед, которых стало много». Мальчик Саша такого же возраста: «От разных болезней». А шустрый Дима уверенным голосом заявил: «От пьянства и от пьяниц».
И это не ответы, взятые с потолка, за ними - уже приобретенный, пусть небольшой, но собственный жизненный опыт. Ведь в социальный приют «Росинка» г. Ставрополя в основном попадают дети из неблагополучных семей, которые сталкивались и с бедами, и с жестокостью, знают, что такое неделями быть голодным или попасть под горячую руку пьяных родителей. Малышей и подростков забирают из грязных квартир, «вылавливают» на вокзалах, в «бомжатниках», снимают с поездов. Здесь их обогревают, дают им возможность учиться, оказывают медицинскую помощь. К таким учреждениям, как социальный приют, очень подходит бытовавшее на Руси понятие «спасательный дом».
Директор Тамара Дмитриевна Шеболдасова и другие сотрудники «Росинки» знают каждого ребенка - из какой он семьи, как учится, что его интересует и к каким негативным поступкам склонен, у кого какой характер... Могут поведать о 12-летнем мальчике, который все время жил «на колесах». Горе-мамаша моталась по российским городам, всюду возя за собой ребенка - вечно голодного, неухоженного, боязливого. Когда мальчишку оформили в приют, выяснилось, что тот ни разу не ходил в школу. Посади его в первый класс - все засмеют. Поэтому с ним сначала работали педагоги, психологи, его обучали элементарной грамоте, а потом уже мальчик сел за парту. Естественно, не в первом, а в более старшем классе.
Или расскажут о девочке-подростке, которая без конца убегала из дома, скандалила с матерью, а после четырех месяцев воспитания в приюте вернулась в семью, и теперь обе - и дочь, и мать - благодарят сотрудников за конкретную помощь в трудный момент. Единственное, о чем просит директор приюта - не называть в печати не то что фамилию, а даже имени ребенка. Не надо их лишний раз морально травмировать. Ведь даже при непутевых родителях они продолжают думать о семье, о родной маме. Правда, у некоторых подростков уже хватает достоинства, чтобы отказаться от встречи с приехавшим отцом или матерью, если они в нетрезвом состоянии.
В Ставрополе «Росинка» появилась девять лет назад. Рассчитан приют всего на 15 детей, которым необходима экстренная помощь. Но этого, конечно, мало если учесть рост неблагополучных семей. Чтобы вырвать ребенка из опасной среды, руководству приюта приходится уплотнять и без того небольшие комнаты. Сейчас, к примеру, здесь находится 18 ребятишек. В ситуацию уже вмешалась прокуратура, требующая соблюдать соответствующее законодательство. А как его соблюсти в таких условиях?
Правда, есть неплохая перспектива. В двухэтажном здании бывшего детсада для глухих детей, куда после капитального ремонта власти города намерены перевести приют, площадь увеличится вдвое. Ребята ждут-не дождутся новоселья. Они даже подготовили из пенопласта выставку «Мы в новом приюте». Здесь есть и лесок, и спортивные городки, есть озеро с плавающими гусями...
А пока приходится довольствоваться тем, что имеется. В условиях дефицита средств как-то обустраивать быт, находить спонсоров, чтобы летом отдохнуть в лагере «Лесные ключи» и позагорать на Черноморском побережье Кавказа.
...Мы долго беседовали с директором «Росинки» на тему социального сиротства. Тамара Дмитриевна четыре года руководит этим учреждением, а прежде много лет работала в системе образования. Так что проблему хорошо знает. Эта проблема и раньше существовала, но не в таком масштабе. В середине 90-х годов дети чаще попадали в приют из-за трудных жизненных обстоятельств, а сейчас - по причине пьянства и наркомании родителей. Так что защищать малышей, как это не парадоксально, приходится от самых близких людей.
- Каждый ребенок должен жить в семье и быть любимым, - говорит Т. Шеболдасова. - Поэтому мы все делаем, чтобы вернуть на путь истинный родителей. Часть детей, пройдя реабилитацию, возвращается в семью. Но больше попадает в детские дома.
Хорошо, что проблемами сирот обеспокоился президент страны, что будет увеличен размер пособия для опекунов. Но, на мой взгляд, необходимы также программы, обеспечивающие стабильность в семьях. Ведь многие просто не могут противостоять жесткому ритму жизни, особенно когда нет крыши над головой, нет работы, и оказываются за бортом. Отсюда - пьянство и другие пороки. А ведь в этих семьях живут дети, они могут повторить путь своих родителей. При таких обстоятельствах наше общество не скоро избавится от детских домов и приютов.
Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет