Вы здесь

Кто был первым?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Наш Северо-Кавказский регион не напрасно называют огнедышащим и взрывоопасным. Вспомним, сколько человеческих жизней было уничтожено кровавыми конфликтами в Чечне, Осетии, Ингушетии. Причем везде взрывалось по одному сценарию: народу внушалось, что именно они на этом клочке истинные хозяева, а остальные - враги.

Даже в Ставрополе можно услышать две прямо противоположные версии о том, кто раньше здесь появился: горские народы или славяне.
К сожалению, этот спор имеет религиозный подтекст: либо первыми были мусульмане, либо христиане.
А историческая правда такова, что на территории Северного Кавказа сменилось за целые эпохи столько самых разных народов, что уже невозможно определить, кто здесь был самым первым.
Доподлинно установлено, с I века здесь существовали мощные очаги христианской культуры. И многочисленные письменные источники говорят об апостольской деятельности святых Андрея Первозванного и Симона Кананита в причерноморских греческих колониях Кавказа.
Оттуда христианство проникло не только в Грузию и Армению, но и дальше в горы, к адыгам (черкесам), аланам, заселявшим Северный Кавказ.
Христианизацией Северного Кавказа с IV века занимался грузинский царь Вахтанг Гурген-Аслан. Грузинские летописи свидетельствуют, что IV Вселенский Собор подчинил Мцхетскому патриаршему престолу Осетию и Черкесию. В уставе императора Льва Мудрого (VIII век) есть сведения о существовании Тмутараканской и Никопской архиепископий, Аланской митрополии. Нельзя не вспомнить преподобных Кирилла и Мефодия, которые, проповедуя Евангелие, побывали и на Северном Кавказе. Были они совсем рядом, в районе современного Невинномысска.
Христианство на Северном Кавказе распространялось до XIII века, когда сюда нахлынули монголо-татарские орды. Завоеватели огнем и мечом насаждали среди горских народов ислам. Аланы, защищая свою христианскую веру, были изгнаны в горные ущелья Осетии. Падение Византии в 1453 году еще более усилило натиск завоевателей.
Полному уничтожению христианства на Северном Кавказе помешала дружба с Русью. После брака Ивана Грозного с кабардинской княжной Марией в 1560 году многие кабардинские князья принимали крещение и поступали на царскую службу.
Конечно же, были в истории христианства на Северном Кавказе и драматические, тяжелые времена.
Многие страны, где правители ненавидели Россию, пытались через исламизацию горских народов противопоставить эти народы русским, создав враждебное для Руси государство. Впрочем, такие попытки иноземные разведки не прекратили и поныне. Очевидно, они и распространяют ложь о том, что христианство на Северном Кавказе - нечто новое. Однако факты - вещь упрямая.
Лично я, бывая в командировках в Чечне, видел сохранившиеся древнехристианские археологические памятники.
Например, в местечке Мешехи, что на реке Аргун в Аргунском ущелье, имеются развалины кладбища и высокая башня. По словам местных жителей, эти строения датируются XI веком.
Особенно интересной оказалась башня. Ведь среди пограничников, которые дислоцируются здесь, бытует мнение, что башни эти - истинно чеченские, так сказать, родовые. Но при ближайшем рассмотрении открываются удивительные вещи: на башне - изображение древнего креста.
Крест был расстрелян из пулемета. Очевидно, боевики это сделали целенаправленно.
Как пояснил приехавший сюда с председателем Комиссии по взаимодействию с силовыми структурами Ставропольской и Владикавказской епархии иереем Сергием (Чулковым) преподаватель Ставропольского художественного училища историк Владимир Соколов, крест этот называется процветшим. Он очень древний, от него как бы идут побеги.
Такой крест Владимир Николаевич видел в Италии. Как, впрочем, и другие изображения, найденные нами в Чечне, на той же башне: рыбы, хлеба. Но эти символы изображали еще во II-III веках в древнеримских катакомбах христиане! И здесь, в Чечне, такие изображения могли оставить только христиане, причем тех же далеких времен. Ведь ислам запрещает любое изображение.
Кроме того, и сами башни не являются истинно чеченским, вайнахским, изобретением. Историк Владимир Соколов изучал эту тему. И сделал вывод, что такие башни возводили древние римляне на окраинах своей огромной империи. Башни строились так, чтобы быть в визуальном контакте. И создавали собой цепь - до самой столицы. В случае появления противника на башнях разводили дымовые костры либо передавались условные сообщения. Такой телеграф быстро доносил любую весть до столицы. А высылки войск - это уже, как говорится, дело техники. От римлян такой эффективной сторожевой системе научилась Византия. Она-то и «привнесла» башни в горы Кавказа.
Еще одну любопытную важнейшую деталь нам подсказал иерей Сергий Чулков. Само название местечка Мешехи - совсем не чеченское, как можно было подумать.
В переводе с арамейского «Мешехи» означает «Мессия». А по-гречески звучит как «Христос». Очевидно, что в мусульманских краях такое название появилось далеко не случайно. И здесь жили люди, исповедовавшие христианство. Возможно, это были подданные Византийской империи. Это подтверждают находки пограничников - обитый медью крест, кольчуга со шлемом, на котором явственно видны христианские символы.
Мне не раз приходилось бывать в Северной Осетии, Ингушетии, Чечне и видеть в ущельях многочисленные древнехристианские памятники. Ученые считают, что построены они во времена правления царицы Тамары в XII веке.
В горах Чечни в 1844 году военный отряд, строя крепость у Чахкиринского аула, нашел большой каменный крест. Чуть позже историки записали: «Жители Чахкиринского аула, хотя и магометане, однако же оказывали с незапамятных времен особенное благоволение к этой древней христианской святыне, вследствие чего она и сохранилась неприкосновенной».
Надо сказать, что истинные мусульмане всегда с трепетом относились к христианским святыням. Это я знаю по своей службе в Туркмении. Помнится, мои друзья-туркмены, зная о моей православной вере, даже перед обедом просили меня прочитать «Отче наш».
Так же трепетно истинные мусульмане относятся ко всему, связанному с православной верой. Они ведь признают существование Иисуса Христа.
- По канонам ислама, - говорит духовный лидер мусульман Ставрополя имам Расул-хаджи, - христиане являются людьми Священного писания. И долг всех мусульман - обращаться к ним как своим братьям!
Истинные верующие - и христиане, и мусульмане - никогда не ставят вопроса о том, кто на Северном Кавказе появился первым. Для них важно чтобы здесь всегда был мир и спокойствие. Иначе, если полыхнет война, в ее огне сгорят все, вне зависимости от вероисповедания.
Петр ИЛЮШКИН.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет