Вы здесь

Александр Жуков: «В театре видишь не только глазами, но и сердцем»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Давно хотела написать об этом актере Ставропольского академического театра драмы, да все как-то не находила повода. И вот он пришел сам. Повод. Актер Александр Жуков стал лауреатом губернаторской премии в области литературы и искусства за 2005 год. И еще одна его личная, но очень важная дата: исполнилось 15 лет как Жуков, тогда студент актерского факультета краевого училища искусств, впервые вышел на сцену нашего драматического театра.

ХОТЕЛ СТАТЬ ЕГЕРЕМ
Когда я при нашей встрече спросила Александра, помнит ли он ту самую первую роль, он даже удивился:
- А ведь действительно 15 лет прошло. Конечно, помню. В 1991 году в нашем театре произошло знаменательное событие. К нам приехала по специальному приглашению сестра президента Кипра, режиссер по профессии, и поставила с нашей труппой трагедию «Медея» Еврипида. Тогда мне досталась роль третьего стражника (без слов). Помню, мы - стражники - ходили по сцене молча и в масках. А вот в следующем спектакле - «Королева Марго» Дюма я уже играл стражника без маски и с двумя фразами.
- Как вы пришли к лицедейству? Многие известные артисты (и особенно актрисы) обычно говорят в своих интервью, что мечтали об актерской профессии с детства...
- Да ничего подобного. В детстве я хотел стать егерем, жить в лесу и кормить зверей. Эта моя любовь к животным, ко всяким букашкам, червячкам, жукам передалась и моей дочери Маше, которой в августе исполнится пять лет. Она, к примеру, после дождя собирает с асфальта червяков и относит их на газон, чтобы на них никто не наступил. Все дети талантливы. Они любят изображать, а, по сути дела, жить в образе кошки, собаки, тигра, льва. Все дети поют, танцуют. Я тоже пел, в школьные годы играл на трубе в духовом оркестре, который базировался тогда в Крайзо, танцевал.
Действительно, Саша танцевал в детском возрасте очень хорошо. И потом он всегда занимался и сейчас занимается спортом: играет в волейбол, баскетбол, футбол (вратарем), боулинг. Обычное для него средство передвижения - велосипед. Отсюда его гибкость, подвижность, пластичность на сцене...
ДЕД МОРОЗ, РЮИ БЛАЗ, ТРУБОЧИСТ, КОРОЛЬ И ШУТ...
После окончания средней школы Александр Жуков поехал в Калининград, где поступил в летно-техническое военное училище. Но вскоре понял, что военная служба - это не его стезя. Вернулся домой, в Ставрополь, окончил культпросветучилище, получил профессию организатора культмассовой работы. В армии научился играть на гитаре (как он выразился, «выучил аж 14 аккордов») и это потом здорово помогло ему в работе. В это время его приняли на должность организатора спортмассовой работы в ставропольские парки. Вот где проявился его актерский талант. Кем он только не был - Дедом Морозом и Нептуном, Иваном-царевичем и Воеводой, Иванушкой-дурачком и другими сказочными персонажами. Но самое главное в том, что Жуков мгновенно «заводил» всех вокруг себя, а дети вообще были от него в восторге. И, естественно, когда он узнал, что в краевом училище искусств объявлен конкурс на отделение актеров драматического театра, то тут же туда и поступил.
Уже в студенческом спектакле по пьесе чешского драматурга Когоута, где Жуков сыграл судью, стало ясно, что на сцене - сложившийся актер, и следующая его работа - роль Пабло в «Дикаре» Касоны - еще раз это подтвердила.
Непосредственность, эмоциональность Александра Жукова подкупала зрителей всех возрастов. Спектакль шел десять лет с полным аншлагом. А когда его «убрали» из репертуара, ставропольские театралы недоумевали: «Почему? Ведь многие жители и гости краевого центра с удовольствием идут на «Дикаря» и во второй, и в третий раз».
Потом был Джимми из «Лгуньи» и в игровой «палитре» Жукова появляются новые - мягкие, как бы акварельные краски. Совсем иначе выглядел актер в роли живого, неунывающего Трубочиста (сказка «Пастушка и Трубочист). Здесь открывается еще одно (и очень редкое по нашим временам) качество молодого актера. Оказалось, что он романтик. Видимо, эту черту увидела в нем народная артистка России Наталья Зубкова, когда пригласила Жукова на главную роль Рюи Блаза в свой спектакль по Гюго «Нет жизни без тебя». Как сказала Зубкова в одном из тогдашних интервью, «история любви Рюи Блаза и королевы Испании Марии Нейбургской - романтическая, и в то же время многое из времени, о котором писал Гюго, актуально и сегодня. Мы болеем одними и теми же болезнями, и лекарство, пожалуй, тоже нужно одно. Страну могут спасти сильные и благородные личности, и ничто другое».
ДУЭТ НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ
Тогда-то, в 1997 году, Наталья Зубкова отдала главные роли молодым актерам Александру Жукову и Ирине Баранниковой, считая, что актерская молодежь должна воспитываться «не на пустячке, а на первоклассном драматическом материале». Жизнь показала, что Зубкова была права. А Жуков и Баранникова, сыграв любовь на сцене, «перенесли» ее и в свою жизнь. И через несколько лет стали супругами.
- Мы вместе уже семь лет, - рассказывает Александр. - «Семерка» вообще моя любимая цифра. Есть люди (я где-то читал об этом), у которых каждая цифра ассоциируется с определенным цветом и образом. У меня, правда, такого нет, но вот «тройку» я почему-то раньше терпеть не мог. С возрастом, конечно, все это сглаживается. К любимым цифрам прибавились «14» и «8». А нелюбимых уже вроде и нет. Все это - на уровне подсознания.
- Вы с Ириной такая яркая пара, что в жизни, что на сцене. И достаточно часто сейчас играете главные роли в одних спектаклях: Лариса и Паратов в «Бесприданнице», Анна Каренина и Вронский в «Анне Карениной», Радамес и Амнерис в «Жемчужине белой, жемчужине черной», Ричард Львиное Сердце и французская принцесса Элис в спектакле «Лев зимой»... Не устаете друг от друга?
- Да что вы! Наоборот! И потом мы настолько разные по характеру, что постоянно как бы дополняем друг друга. Я холерик, очень неспокойный, ежесекундно нервничаю, чуть что - «взрываюсь». А Ирина - спокойная, уравновешенная.
Основная жизнь у нас проходит на сцене, где я, как ни странно, чувствую себя гораздо комфортнее, чем в обыденной жизни. Люблю и свою гримерку, которая совсем недавно у нас была одна на двоих с Владимиром Лепой, а сейчас к нам подселились еще два молодых актера - Павел Савинов и Георгий Серебрянский. Все стены нашей гримерки завешаны фотографиями из спектаклей. Играем мы в свободное время здесь и в дартс. Раньше, ради хохмы, на потолке были гвоздями прибиты тапки, но потом мы их сняли.
- Говорят, что достаточно часто в актерской среде конкуренты делают друг другу гадости. Сталкивались с этим когда-нибудь?
- Нет. Мне повезло. У нас замечательная труппа, слаженный ансамбль. Уважаю, по большому счету, своих коллег и как актеров, и как людей. Когда мы только пришли в театр, нас тоже со стороны запугивали тем, что молодым актерам сыплют в обувь толченое стекло, гвозди. Но ничего этого не было. Может быть, такая творческая, комфортная атмосфера связана с традициями театра. Ведь совсем недавно, в начале 90-х годов, Ставропольский академический театр драмы славился созвездием своих «народных»: Кузнецов, Фоменко, Дымченко, Данильченко, Барташова, Беспрозванная... Традиции в создании живого сценического образа продолжают наши народные и заслуженные. А мы учимся у них. Театр делает нас зрячими в том смысле слова, что начинаешь видеть не только глазами, но и сердцем.
ТАЛАНТ И ПОКЛОННИКИ
- Поклонниц, насколько я знаю, у вас всегда было много. А какой вы можете вспомнить самый смешной подарок?
- Да вы знаете, поклонниц у меня сейчас гораздо меньше. Те девочки, что восторженно встречали еще десять лет назад после спектаклей, уже выросли, завели семьи. Ну а самый смешной подарок - ящик водки, который мне принесла прямо за кулисы одна девушка. Но из театра этот подарок «не вышел», тут же был разобран актерами «на сувениры»...
- Ну а серебряная серьга в ухе - тоже подарок?
- Да. Мне ее подарили как раз перед ролью Ричарда Львиное Сердце. В других спектаклях я ее, конечно, снимаю. А вообще-то серебро я люблю. Вот это кольцо мне подарил друг-актер Владимир Зоря, когда мы вместе отдыхали в Германии.
- А не было никогда желания уехать куда-нибудь работать - либо в столицу, либо в другую страну?
- В Москве у меня много знакомых, да и в Польшу меня друг приглашал пожить и поработать. Бывал я и в других странах - и по творческому обмену, и как путешественник. Знаете, мне это не интересно. Я люблю свой город, свою страну. В этом мы с Ириной единодушны, так же воспитываем и дочку Машу. В творческом плане я себе уже тоже все доказал. Люблю своих женщин - маму, жену, дочку, русскую литературу, люблю рыбалку, бильярд, шахматы...
Добавим, что и губернаторская премия за роль полковника Лукьянова в спектакле по пьесе В. Ежова «Соловьиная ночь» - это не первая награда Александра Жукова. Трижды он был победителем краевого конкурса театральной молодежи, а в 1996 году получил премию имени Героя Советского Союза Александра Скокова.
Остается только пожелать одному из ведущих актеров нашего театра драмы и в дальнейшем таких же интересных и масштабных ролей, которых уже достаточно много в его актерском багаже. А для этого у Александра Жукова есть все: выигрышная внешность (высокий, стройный, мужественный и обаятельный), ум, талант, трудолюбие и потрясающая преданность родному театру.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)