Вы здесь

Доктор с БАДом не встанет рядом

1 июля вступил в силу новый Федеральный закон «О рекламе». По сравнению со старым, действовавшим в течение 10 лет, в нем усилена направленность на обеспечение прав потребителей.

Как рассказала «Ведомостям» заместитель начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением рекламного законодательства и защите от недобросовестной конкуренции управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Инна Никитина, основные изменения касаются рекламы алкоголя, табака, лекарств, пищевых добавок и ограничения телерекламы.
Активно эксплуатируемый рекламщиками образ обаятельного доктора или фармацевта в белом халате в исполнении популярных артистов российского кино, впаривающего доверчивым потребителям байки о «живой» воде и молодильных БАДах, объявлен вне закона.
- Это вообще новая статья, - говорит И. Никитина. - Раньше реклама БАДов (биологически активных добавок) никак не регламентировалась. У нас в практике встречались случаи, когда мы выявляли такую рекламу и квалифицировали как вводящую в заблуждение: БАДы представлялись лекарственными средствами.
В новом законе прописано, что реклама БАДов не должна создавать впечатление, что они являются лекарственными средствами, не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, не должна содержать благодарности физическим лицам (разработчикам, производителям. - Ред.) в связи с применением таких добавок, побуждать к отказу от здорового питания. Также такая реклама не должна создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведенных исследований. Исследования обязательны для государственной регистрации БАДов и никакого дополнительного приоритета не дают.
Существенные изменения внесены в рекламу алкоголя. Запрещена его наружная реклама и на транспортных средствах общего пользования.
Введен запрет на распространение наружной рекламы табака и табачных изделий, но эта поправка вступает в силу только с 1 января 2007 года. А по алкоголю и БАДам уже вступили с 1 июля.
Вне закона объявлена «зонтичная» реклама, когда под одним брендом рекламировались, например, вода и водка.
Кстати, по оценкам специалистов, наружная реклама основной доход получает от продвижения сигарет, алкогольной продукции, пива, «зонтичных брендов». Новый закон, возможно, заставит продвигать в сознание потребителей здоровый образ жизни.
Существенные изменения коснулись рекламы на телевидении. Объем ее в телепрограммах сокращается (с 1 июля - не более 20 процентов вещания в течение часа. А с 1 января 2008 года - 15 процентов времени). Т.е. сокращение поэтапное.
Конечно, ловкие продавцы товаров и услуг придумают новые «ловушки» для потребителей. И тут важно самим не «глотать» рекламу бездумно, а анализировать, проверять.
В прошлом году краевому антимонопольному управлению пришлось много заниматься недобросовестными рекламщиками беспроцентных кредитов на потребительские товары.
Беспроцентных кредитов в природе не существует, банки - не благотворительные организации, но люди в погоне за дешевизной сами были рады обманываться. На недобросовестных рекламщиков антимонопольщиками налагались штрафы. Некоторые решения УФАС обжалуются в суде.
Еще одна «ловушка» для ставропольцев - недобросовестная реклама застройщиков. В 2005 году вступил в силу Федеральный закон о долевом участии в строительстве жилья, в нем есть конкретная статья, касающаяся рекламы таких услуг. Она предусматривает обязательное указание информации о проектной декларации. Это документ, в котором расписано, когда выдано разрешение на строительство, есть ли лицензия, срок ее действия и т.д. Закон обязывает сначала опубликовать проектную декларацию, а затем «вербовать» дольщиков. Но многие застройщики давали рекламу без обнародования проектной декларации. Антимонопольщикам приходилось ловить за руку таких нарушителей. В прошлом году был оштрафован один кооператив, который давал недобросовестную рекламу, что якобы под строительство им жилья выделено частично государственное финансирование.

Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет