Вы здесь

Лия Ахеджакова: на сцене и за кулисами

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Лето - время «чеса» столичных артистов (как они сами это называют) по российской провинции. «Сбиваются» они в небольшие стайки, «добавляют» одно-два знаменитых имени и ездят по городам и весям с одним спектаклем. Как же, зачастую, этот провинциальный вариант отличается от столичного...

Думали об этом ставропольские театралы, когда на афишах появились имена всеобщей любимицы Лии Ахеджаковой и известного, в частности, по роли отца Кати Пушкаревой в телесериале «Не родись красивой» Михаила Жигалова? Думали, наверняка. Но уже задолго до дня спектакля «Персидская сирень» (по пьесе Николая Коляды) все билеты были проданы. И, к счастью, надежды ставропольцев на интересный спектакль и прекрасную игру московских артистов полностью оправдались.
Два часа держали в напряжении переполненный зал Ставропольского театра драмы (все проходы тоже были заставлены стульями) герои Ахеджаковой и Жигалова. Такое впечатление, что зрители боялись шелохнуться, чтобы не пропустить какое-либо слово или жест артистов.
Казалось бы, сюжет весьма незамысловат. Случайно в почтовом отделении с абонентскими ящиками встречаются два одиноких пожилых человека. Но этой встрече, как выясняется, предшествовали несколько необычные события. В местной газете появляется объявление, «высокого военного чина в отставке», который хочет познакомиться с одинокой женщиной. Банально? Несомненно. Но сколько женских сердец забилось в надежде на встречу с тем единственным, которого, возможно, ждала всю жизнь... И почтовый ящик № 212 «ломится» от надушенных конвертов. Однако пришедший на почту (кстати, в обеденный перерыв) высокий мужчина в плаще и шляпе открыть этот ящик не может: героиня Ахеджаковой, тоже пославшая сюда письмо, решила увидеть давшего объявление и засунула в отверстие для ключа... гвоздик. И выясняется, что хозяином данного ящика является не пришедший, а его сосед - бывший прапорщик, который ищет, собственно, не любовь, а работницу в огороде. Этот же «романтик в душе» (несмотря на возраст) натихую отбирает одно душистое письмо, дома открывает конверт над паром, читает, заклеивает и приносит назад. Так и сейчас. Мужчина находит письмо с запахом когда-то модных духов «Персидская сирень» и фантазия его разыгрывается «на глазах» у зрителей. Где же все эти годы стоял флакончик духов советских еще времен. А женщина, узнав об обмане, ищет свое письмо в старом конверте с зайчиком на картинке. «Могла бы и на новый конверт потратиться», - по ходу замечает мужчина. «Вас много, - тут же парирует героиня, - а у меня пенсия одна».
Одиночество. Тоска. Скука. Находит она свое письмо, но на картинке не зайчик, а опять-таки персидская сирень. «Дурко и есть дурко». Ахеджакова и Жигалов играют легко, свободно, то с искренним надрывом, то смешно, стремительно меняя маски, вовлекая переполненный зал в забавные перипетии противоречивых чувств и откровений.
Финал в спектакле, кстати, «двойной». В первом у героев остается только одна мечта: чтобы, как на старой фотографии, все вернулось вспять. И все были живы! А второй финал - танцевальный номер. Как же они хороши в танце - и Жигалов, и Ахеджакова. Здесь и удивительная пластика, и импровизация, и яркость, и отточенность движений.
А после спектакля я попыталась проникнуть в «святая святых» - в гримерку Лии Ахеджаковой. Артисты, наверное, специально ездят по стране вместе с администратором-цербером. Такой вот и оказалась женщина, охранявшая московских артистов. Мне, после долгих уговоров, удалось увидеть знаменитую актрису и задать ей несколько вопросов. И подтвердилось мнение журналистов, что интервью она дает крайне редко и неохотно. Как же ее - любимицу миллионов россиян, для которых давно уже стали классикой ее роли в «Служебном романе», «Гараже», «Небесах обетованных», «Старых клячах» и других кинофильмах - «достали» столичные «акулы пера»?! Передо мной худенькая, маленькая женщина с печальными глазами. Смотрит настороженно, говорит с большими паузами. Как будто не она сейчас с таким блеском играла в «Персидской сирени». Рассказала Лия Ахеджакова, единственно, что с этим спектаклем они вместе с Жигаловым объездили не только всю страну, но и другие страны - США, Германию, Израиль. Играют его уже 10 лет. В Ставрополь приехали с Кавминвод. Теперь возвращаются в Москву. А когда я спросила, с кем из режиссеров ей интереснее всего работать, то неожиданно услышала: «Сейчас с Кириллом Серебренниковым». С тем самым, фильм которого «Изображая жертву» получил совсем недавно главный приз XVII открытого Всероссийского кинофестиваля «Кинотавр», а также приз Гильдии киноведов и кинокритиков России. В этой черной комедии, как назвали свой проект драматурги - братья Пресняковы и режиссер Серебренников, Лия Ахеджакова сыграла вместе с Мариной Голуб, Маратом Башаровым, Анной Михалковой и другими известными актерами.
На том наша мини-беседа и завершилась. После такого эмоционального взрыва на сцене актрисе нужно было отдохнуть. А за дверью ее гримерки все ждали зрители с цветами и стихами, ей посвященными.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет