Вы здесь

Антимонопольщикам развязали руки

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ставропольскому краю на днях провело пресс-конференцию. Сразу два вопроса стали ее темой: введение новых Законов «О защите конкуренции» и «О рекламе».

Подписанного в конце июля президентом РФ Владимиром Путиным ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольное ведомство ждало давно. Именно благодаря ему, скорее всего, в Кодекс РФ об административных нарушениях будут внесены существенные поправки. По мнению руководителя УФАС по СК Владимира Рохмистрова, поправки уже в начале осенней сессии должны быть рассмотрены. А с 26 октября, когда в силу вступит новый закон о защите конкуренции, эти поправки должны начать действовать.
В новом антимонопольном законе более четко прописаны юридические определения и упрощена система контроля над исполнением. Именно в такой форме закон должен заработать в полную силу. Так, например, теперь в законе впервые выделено в отдельную статью понятие «доминирующее положение хозяйствующего субъекта». Кстати, доминированием отныне признается захват более половины рынка, а не 65%, как раньше. В отдельных случаях данная планка может быть снижена, если речь идет о локальных рынках, то есть гипер- и супермаркетах. Однако в этом случае антимонопольщикам потребуется очень хорошо потрудиться - сделать тщательный опрос потребителей и собрать довольно весомую доказательную базу.
Значительные изменения претерпели понятия «монопольно высокая» и «монопольно низкая цена» товара. Определены и методы ее обоснования, в том числе и в сравнении с себестоимостью. Специалистам антимонопольного управления предстоит рассчитывать справедливые цены. А за применение необоснованно завышенных цен они могут выдавать предписания о внесении в бюджет незаконно полученных субъектами рынка средств и обращаться в арбитражный суд с требованием о взыскании необоснованно полученных доходов. Это говорит о том, что наш рынок все-таки имеет перспективу стать цивилизованным.
В целом, новый закон развивает антимонопольное законодательство и конкретизирует ограничения и запреты на осуществление монополистической деятельности. Вводится исчерпывающий перечень запретов. При этом основных - три: на злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, на действия или соглашения, ограничивающие конкуренцию и на недобросовестную конкуренцию.
Что касается рекламы, то к ней также будут предъявляться дополнительные требования, вместе с тем большая часть обязанностей перекладывается на плечи производителей и распространителей коммерческой информации.
С 1 июля действует новая редакция закона о рекламе. При его принятии было много опасений, как бы закон не стал исключительно карательным. Прошел месяц, и Владимир Рохмистров уверяет, что пока антимонопольщики только применяют санкции в соответствии с существующим Административным кодексом. Несмотря на такой короткий срок действия нового закона, уже сейчас из прокуратур городов и районов края в УФАС по СК поступают постановления о возбуждении административных дел. Например, на днях рассмотрели постановление прокурора Пятигорска, в соответствии с ним оштрафовали предпринимателя на 4 тысячи рублей за нарушение новых норм закона о рекламе. Как утверждает руководитель краевого антимонопольного органа, санкции к нарушителям уже применяются, большинство ныне зафиксированных нарушений связано с размещением наружной рекламы.
К ним относятся такие, как размещаемые на автобусных и троллейбусных остановках рекламные средства, которые закрывают обзор, и людям приходится выходить на проезжую часть, при этом нарушается безопасность дорожного движения. Также Владимиром Рохмистровым было сказано о рекламных щитах, заполонивших разделительные полосы дорожного движения. Да и вообще, по его мнению, из-за обилия всевозможных рекламных средств архитектурный стиль города невозможно понять.
Краевой УФАС уже вышел в арбитражный суд с исками по принудительному демонтажу средств размещения наружной рекламы. Скорее всего, подобных исков еще будет много, а пока это только «первая ласточка». С требованием о демонтаже в праве выступать муниципалитеты, а в случае невыполнений предписаний - обращаться в суд. Кстати, демонтаж должен выполняться за счет рекламораспространителя.
На пресс-конференции был упомянут случай защиты местного товаропроизводителя от действий недобросовестного конкурента.
С осени прошлого года в управлении рассматривалось дело по заявлению правообладателя товарного знака «Бородино». Москвичи жаловались на Ставропольский виноконьячный завод, который выпускает коньячную продукцию под брэндом «Бородино». Ставропольские антимонопольщики усмотрели в действиях правообладателя брэнда признаки нарушения антимонопольного законодательства и недобросовестной конкуренции. Обратились в Роспатент, который отменил регистрацию товарного знака «Бородино» на алкогольную продукцию. Таким образом, наш ставропольский товаропроизводитель был защищен. Однако с октября прошлого года ставропольские производители коньячного изделия, как только получили предупреждение от правообладателя брэнда, прекратили выпуск продукции. И сегодня между этими двумя субъектами в арбитражном суде Ставрополья имеется спор, где наши производители требуют компенсировать им все понесенные убытки, в результате недобросовестной конкуренции. Это прецедентное дело, в РФ еще не было случая, чтобы было подано обращение в Роспатент с заявлением об отмене регистрации товарного знака. Этот прецедент доказывает, что даже с ныне существующими Законами «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», которые прекратят свое действие 26 октября, возможность защищать добросовестного приобретателя товарного знака существует.
Геннадий ТКАЧЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет