Вы здесь

В 24 года принял обет монашества

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В 24 года принял обет монашества

У каждого своя дорога к храму. Одни ступают на нее в детстве, родившись в верующей семье. Другие обращаются к Богу уже в зрелом возрасте, принимая таинство крещения. Третьи, их немного, принимают обет монашества.
Проректор Ставропольской духовной семинарии, кандидат богословских наук архимандрит Роман (Лукин) принял такой обет в 24 года. Сейчас ему - 37. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью отца Романа о его дороге к храму.

- Я родился в глубоко религиозной, консервативной семье. Моя бабушка была монахиней, и я с детства был в храме. Если сейчас говорить не обо мне, а в целом о приходе в храм с детства, то здесь не только одни плюсы. Есть и некий минус, с которым я столкнулся позже. Для меня было естественно поститься, молиться, верить в Бога не потому, что я пришел через какое-то умственное размышление и доказательство, а потому, что так было с детства. И первый раз я столкнулся с этой проблемой, когда пошел служить в армию. Там мне нужно было отстаивать свои религиозные позиции перед скептиками, атеистами, людьми, негативно относящимися к вере.
- А откуда вы родом, отец Роман?
- Я родился в Кабардино-Балкарии, в станице, сейчас это город Прохладный. Там прекрасный храм Свято-Никольский, которому больше 100 лет. Казачий храм, очень красивый, в таком поздневизантийском стиле. Настоятелем в течение уже почти 30 лет является священник очень уважаемый - отец Иоанн. Это не книжный человек, не из разряда, может быть, ученых богословов, очень искренний пастырь. И вот эту свою горячую веру в Бога, добродетельность он показывал на своем примере.
- А бабушка была монахиней там же?
- Нет-нет. В период советский, как известно, монастырей было очень мало. Бабушка была тайной монахиней. Ее муж, мой дед, погиб в Великую Отечественную войну, и она, вырастив детей, приняла постриг тайно, ходила в черной одежде, вела монашеский образ жизни. А о том, что она была монахиней, мама мне рассказала только после ее смерти. Я ведь учился читать не по букварю, а по псалтыри. Бабушка меня научила. И первый язык, на котором я начал читать - церковно-славянский.
- А кем были ваши папа и мама?
- Отец умер уже. Он был обычным служащим, трудился на заводе. А мама всю жизнь работала начальником узла связи. Потом, когда ушла на пенсию, долгое время работала в храме.
- А братья, сестры у вас есть?
- Да, сестра и брат. У них свои семьи.
- Они выбрали светскую жизнь или церковную?
- Брат выбрал светский путь. А сестра вышла замуж за священника. Она в свое время окончила регентское отделение при нашей семинарии, сейчас поет в церковном хоре. По традиции, дореволюционной, православной в многодетных семьях один из детей становился монахом. Это был как бы дар Богу, а с другой стороны - этот монах был молитвенником, который молился о семье. Мама с детства желала, чтобы я был монахом. Это ее желание совпало с моим. Потом уже после армии, перед тем, как поступать в семинарию, оно у меня окончательно созрело.
- Вы сказали, что учились читать по псалтыри. Но потом же пошли в светскую школу?
- Да, обычная светская школа. Причем скажу, что я был очень хорошим учеником. Мама моя много читает, хорошо говорит, и я очень много декламировал стихотворений, участвовал в конкурсах. Значительная часть детства прошла в городе Невинномысске, куда переехала семья. Я выступал на различных линейках, вечерах. И представляете, какой парадокс: я был пионером, затем комсомольцем, т.е. был активистом. Перед армией меня вызвали в горком комсомола и сказали: мы не можем вас держать в комсомоле, потому что вы собираетесь поступать в семинарию. Это был 1987-й год.
- Т.е. начало перестройки, начало вольницы, ломка жесткой идеологии...
- Да. Во мне активная позиция общественная сочеталась с верой и с молитвой в храме. Тогда семинарии не было в Ставрополе и год до армии я был иподьяконом у покойного архиепископа Антония (Завгороднего). Затем призвали в армию.
- Где вы служили?
- В стройбате. Тогда все люди, которые имели отношение к церкви и к вере, служили в стройбате. Это была часть строительная в городе Харькове. Я очень много читал. У меня было много времени. Познакомился с очень хорошими людьми. Полюбил Харьков.
- Прошли испытание дедовщиной?
- К счастью, нет.
- А как вы полагаете, сейчас люди, которые посвящают себя Богу, должны служить в армии?
- Я думаю, что они должны ответить на те требования, которые общество к ним предъявляет. Если это есть обязанность, долг перед Родиной, то, конечно же, юноша должен его отдать. Я не жалею, что я служил в армии, не считаю, что это были утраченные для меня годы, своеобразную пользу я извлек. С другой стороны я считаю, что нашему государству все же необходима профессиональная армия.
- Вы вернулись после службы на Ставрополье и...?
- Поступил в Ставропольскую духовную семинарию. Это один из самых ярких периодов моей жизни. Она тогда только открылась, и становление мое, и становление семинарии происходило вместе. Я старожил семинарии, счастлив, что ее традиции закладывали очень известные сейчас в церковной среде священники и иерархи. Здесь они оставили часть своей души, своего опыта. Это архиепископ Верейский Евгений, архимандрит Макарий - сейчас профессор Московской духовной семинарии, митрополит Валентин - все они были ректорами Ставропольской семинарии. Сейчас ее ректор - епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.
- После семинарии где-то еще учились?
- Да, в Московской духовной академии - тоже очно. Я защитил кандидатскую диссертацию по кафедре нравственного богословия.
С 1999 года - проректор по воспитательной работе Ставропольской духовной семинарии.
- Отец Роман, в последние годы общество повернулось к церкви, но у определенной части людей, в частности, из среды предпринимателей, совершение церковных ритуалов стало не столько потребностью души, сколько модной тенденцией: освящают офисы, машины... В то же время есть другая часть людей, которые веруют, но не ходят в храмы, считают, что Бог в душе и общаться с ним надо без посредников.
- Я не соглашусь с вами. Начнем с действия «по моде». В основе этого всегда лежат гордыня и тщеславие - показать себя. Человек сотворен Богом, и желает он этого или не желает, душа его всегда будет тянуться к Богу.
Нынешняя ситуация, когда можно свободно идти в храм без угрозы ожидания наказания, она лишь открыла тяготение людей к Богу. Оно сейчас, может быть, хаотичное, оно, может быть, безграмотное, но оно реально существует.
Что касается Бога в душе, то, что предлагается церковью: общественная молитва, посты, участие в богослужении, - большей частью направлено, безусловно, к душе, но и к телу тоже. Через участие в церковных молитвах мы возвращаем себе то единение, целостность человеческой личности, которые потеряли.
Участие в храмовых действиях воспитывает человека. Что же касается участия в церковных таинствах, то безусловно нужно прибегать к посредникам, в данном случае - к священникам, которые и в силу своего посвящения, и в силу своих знаний являются проводниками к Богу.
- У нас на Северном Кавказе ситуация очень непростая. Бок о бок живут представители различных конфессий. И случается, представители православного народа обращаются в ислам и наоборот - мусульмане принимают православие. У меня с этим связано очень личное переживание. Шесть лет назад в одном из ставропольских сел умерла моя мама, и отпевать ее приехал приходской священник, который из мусульманства перешел в православие. Это смутило мою душу, накладывая отпечаток на мое тяжкое горе. Я пыталась утешать себя тем, что, может быть, Бог един для всех и просто мы идем к нему разными путями.
- Священник, о котором вы говорите, очень достойный человек, в православие он перешел со всей своей многодетной семьей. Но случаи перехода из одной веры в другую нечасты.
Для каждого народа характерно отправление своих религиозных потребностей в той традиции, в которой существует народ. Я противник всякого фанатизма, но если бы в этом смысле русский народ, который в подавляющем большинстве православный, всегда помнил про свои корни, это принесло бы огромную пользу России.
- Отец Роман, вы проректор старейшей на Северном Кавказе семинарии, которой уже три века. В дореволюционные годы она была центром православной культуры на всем Северном Кавказе, в ней учились представители разных народов... Сейчас эта традиция существует?
- К сожалению, на сегодняшний день говорить о том уровне миссионерства, который был в Ставропольской, тогда Кавказской духовной семинарии, в середине XIX века, не приходится, учитывая политическую ситуацию на Кавказе и прочие нюансы. Но у нас учатся представители Северной Осетии - осетины, кабардинцы, которые тоже, в незначительной степени, сохранили православные традиции, азербайджанцы, часть из них тоже являются православными, и еще учатся армяне. У нас есть очное и заочное отделения, отделение церковных искусств, на котором готовят будущих регентов, руководителей церковных хоров и иконописцев. Всего обучается более 300 человек. В основе - изучение богословских наук и дисциплин. Есть компонент, который включает в себя вспомогательные науки и те науки, которые позволяют будущему священнику или иконописцу чувствовать себя человеком с высшим образованием. Это логика, риторика, история философии, история русской религиозной мысли, языки - английский, немецкий, церковно-славянский, греческий, латынь; факультативно - арабский, еврейский для тех, кто имеет желание учится дальше или специализироваться на каком-то определенном изучении Священного писания или же быть специалистами по арабистике или исламу. Занятия по дисциплинам не богословского плана, английскому, немецкому языкам ведут светские преподаватели, в основном, из госуниверситета, из технического университета.
- То есть гуманитарное образование без какой-либо математики или физики. Но ведь именно законами физики объясняют некоторые чудеса.
- Знаете, если мы будем объяснять чудеса с точки зрения физики, мы никогда их не объясним... Чудеса объясняются только с точки зрения веры.
- Семинаристы - молодые люди и, видимо, как их сверстники - студенты светских вузов, - шалят, безумствуют в любви, подвергаются каким-то мирским искушениям... Как вы смиряете этот пыл юности?
- Воспитание молодого человека, который желает быть священником, начинается еще до семинарии в сельском или городском храме. Там он получает первые знания о церковной жизни, постигает азы молитвы, религии. Оттуда его направляют в семинарию, предварительно оценив, насколько он готов к возможности стать в будущем пастырем.
Семинария - учебное заведение закрытого типа. Студент все 24 часа находится под присмотром. И если даже кто-то из семинаристов начинает шалить, проявляет какие-то слабости, то общее движение в духовно-нравственном потоке заставляет исправляться и поступать так, как нужно. Весь этот процесс длится 5 лет. Приходится он на самый сложный период становления личности: 18-23 года, и к чести наших ребят надо сказать, что грубых нарушений, проступков не было.
- У вас ведь и девушки учатся?
- Отдельно. В другом конце города, в Преображенской церкви. Они учатся на отделении церковных искусств.
- Но, наверное, очень немногие семинаристы и семинаристки выбирают монашество?
- Они заключают браки. В том числе, наши юноши венчаются со студентками госуниверситета, многие из которых ходят в храм, ведь учебные корпуса семинарии и университета - рядом. Девушки-семинаристки, как правило, выходят замуж за семинаристов.
- Отец Роман, как вы проводите свое свободное время?
- У меня его очень мало. Я живу в семинарии и круглые сутки нахожусь со своими студентами. Если выдается свободное время, очень редко, люблю путешествовать, люблю читать, навещаю маму, она на пенсии и живет в Ставрополе.
- А что вы читаете?
- В семинарии хорошая библиотека. Она постоянно пополняется, в основном, за счет пожертвований. Главными дарителями всегда были ставропольские архиереи. Эту традицию продолжает владыка Феофан, он подарил библиотеке более 15 тысяч церковных книг. Есть в числе дарителей семьи, организации. На сегодняшний день в нашей библиотеке около 40 тысяч томов. Большая часть - богословская литература. И задача наша - привить семинаристу, будущему священнику, любовь к книге.
- Сейчас повсеместно открываются воскресные школы. Их ученики - ваши будущие семинаристы?
- У воскресных школ задача другая: приобщение детей к православной духовной культуре. Человек, который имеет правильные религиозные знания, начальные, никогда не пойдет ни в какую секту.
- Как сказал поэт: «Высоты, отданные нами, немедленно займет наш враг»...
- Да, это так.

Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет