Вы здесь

Строительные ляпы

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Строительные ляпы

Прочитал в газете «Ставропольские губернские ведомости» № 123 за 24-31 августа 2006 г. статью «Снесли не памятник, а память. И это коварство», автор Н. Санжаров. Согласен с содержанием, подтверждаю то, что в ней сказано, и глубоко сожалею по поводу происшедшего с памятником. Много было высказываний и в других средствах массовой информации о развертывающейся кампании по сносу памятника. Чувствовалось влияние властной руки. Как и всегда, мнение специалистов в СМИ не было опубликовано и не было отзывов. Из статьи можно понять о работе «комиссии «Конструкторское бюро Ивлева» по обследованию технического состояния сооружений.

Почему-то не были приглашены спецы из других институтов. Вероятно, властному лицу это не нужно было, так как это могло повредить уже давно принятому решению.
Одним словом, допущен очередной ляп и глумление над памятником. Пусть простят нас наши защитники Отечества. Вполне уместна мысль о восстановлении его. Ведь фактически то, что делается с развязкой, не меняет обстановку на перекрестке. Просто снесли «холм» и памятник!
Теперь опишу некоторые моменты, возникшие при строительстве этого памятника. Приказ о проектировании в институт «Ставропольгражданпроект» пришел в конце февраля 1975 г. На проектирование, изготовление и строительство объекта было отпущено всего около 2-х месяцев. Работа велась очень напряженная во многих организациях. Ведь все понимали - это дань памяти нашим защитникам, отцам и матерям!
Но я хочу рассказать о курьезах в производственных вопросах.
По проектированию, например, на запрос об определении ветровой нагрузки Госстрой СССР ответил через 3 месяца после сдачи объекта в эксплуатацию: «Макет надо продуть в аэродинамической трубе». Вероятно, после неприятностей с рукой и клинком известного памятника в г. Волгограде. Формы готовились на заводе «Главзарубежстрой», а облицовка нержавеющей сталью производилась в цехах завода «Люминофор». Через трое суток после окончания отделки было обнаружено, что вся нержавейка покрылась ржавчиной. А времени-то не было. Было принято оперативное решение совместно с архитектором А. Савельевым. На открытой площадке пропескоструить поверхность памятника и покрыть его лаком ХСЛ.
Тридцать лет простояла стела нормально, ржавчина на нержавейке не просматривалась. В горячке, при строительных работах на фундаменте для анкерного болта была применена инструментальная сталь. Когда велся монтаж стелы на месте, один из трех болтов не попадал в отверстие пяты. Как всегда в этих случаях помогает монтажникам «Марья Ивановна», т.е. кувалда. Но инструментальная сталь не терпит динамических нагрузок. Болт лопнул. Пришлось принимать срочные меры. В результате памятник простоял 30 лет.
Возникали сложности и при изготовлении эфеса, его монтаже. Все вопросы были решены при совещании с автором Н. Санжаровым.
Теперь опишу курьезные случаи при возведении других объектов. Они интересны, своего рода анекдоты в производственной практике. При строительстве ванны плавательного бассейна школы № 34 (у площади 200-летия) новый прораб обнаружил «завышение» отметок, выполненных в натуре фундаментов из бетона марки 300:400 (постарались строители) вместо М-150.
Было принято решение срубить его отбойными молотками, но бетон не давался. Тогда решили разрушить взрывом и засверлили шурфы, но взрывники высказали опасение, так как рядом находятся жилые дома. Обратились в институт. Инструментальная проверка показала, что отметки не были завышены, просто за нулевую отметку был принят не тот уровень, который был указан на чертежах. Посмеялись.
* * *
По заданию директора института Дахно К.Д. я выехал в г. Невинномысск, где трясся уже в течение полугода 9-этажный жилой дом. Что делать, никто не знал. Жильцы беспокоили власти, и наконец дошло и до Ставрополя. Жительница 9-го этажа рассказала представителям властей города, эксплуатационникам, как почувствовать, что дом трясется. Ведь вертикально стоя, никакой тряски не чувствуешь. Только когда присядешь на стул, сразу подскакиваешь, т.к. резко ощущается сильная разница: низ колеблется слабо, а верх сильно.
Женщина показала на детскую игрушку, стоящую на комоде (матрешка с ведрами на коромысле), и сказала: «Видите, даже ведра трясутся. Мы уже полгода с ума сходим от страха».
Оказалось, что на расстоянии 3-4 км на заводе была запущена компрессорная станция. Частота колебаний машин в ней и частота собственных колебаний девятиэтажного дома совпадали, грунтовые воды без препятствий передавали колебания на 3-4 км. Наступал резонанс, что могло привести в конце концов к разрушению дома. Пришлось принимать срочные меры по предотвращению колебаний.

Виктор БОРОВИК, г. Ставрополь.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет