Вы здесь

Чтобы не было ошибок

Чтобы не было ошибок

Беспрецедентный проект в городе Ставрополе. Вспомните, много ли памятников представителям действительно востребованных и уважаемых профессий вам встречалось? Видно, уже наболело. Престиж специальности постоянно падает. Много ли мальчишек и девчонок мечтают стать преподавателями? Вряд ли. Современные дети растут умными и практичными, они понимают, что работа должна быть оплачиваемой. Хорошо (или хотя бы достойно) оплачиваемой.
В начале октября в краевом центре планируется открытие памятника первой учительнице. Об идее было заявлено еще в 2002 году. Монумент, представляющий учительницу, идущую на урок, будет установлен напротив главного корпуса СГУ по ул. Пушкина. Университет удостоился такой чести как вуз, в течение многих десятков лет выпускающий педагогические кадры для Ставрополья.

Этим летом в школы г. Ставрополя пришло новое поколение молодых учителей. Но большая часть выпускников-педагогов стали продавцами, корректорами, менеджерами... Список можно продолжать до бесконечности. «Куда угодно, только не в школу!» - неоднократно приходилось мне слышать и от бывших однокурсников - дипломированных преподавателей-гуманитариев. Человек пять из них работают по специальности, то есть учителями, правда, в районах края. В Ставрополе несколько влюбленных в свою профессию энтузиастов не нашли места, несколько человек после года работы ушли из школы.
Трудности учителей начинаются с проблемы трудоустройства. Список вакансий вывешивается каждую весну в рекреациях факультетов педагогических вузов. Большинство мест учителям предлагают сельские школы. Студенты, приехавшие в краевой центр из районов, чаще всего сначала проходят практику в «родных» школах, а позже там же остаются преподавать. Хотя набирающие силу последствия демографического кризиса приводят к тому, что в деревнях в параллели учится не больше десяти человек и количество малышей, идущих в школы, постоянно снижается. А значит, востребованность учителей в ближайшие годы может сойти на нет. В городах детей больше, тем не менее, гарантированую возможность устроиться имеют лишь учителя информатики и иностранных языков.
В каждом городе есть школы, которые в народной молве считаются престижными, и те, в которые «лучше не заходить». Такое разделение мотивируется контингентом учащихся, характерным для данного заведения. Согласитесь, идти в класс, где сидят молодые люди, стоящие на учете в комнате милиции и соответственно ведущие себя во время учебного процесса, страшновато.
В центральных и специализированных школах свободных мест обычно нет. Поэтому молодые специалисты идут в «обычные» школы. На что они могут здесь рассчитывать: варьирующиеся в зависимости от школы заработную плату, поддержку коллектива, классное руководство, часы в старших и коррекционных классах. Ставка начинающего педагога составляет порядка 1200 рублей. Поэтому молодые учителя стараются взять как можно больше классов и часов. Государство в течение первых трех лет работы доплачивает молодым специалистам 20%. Со всеми надбавками, переработками и классным руководством можно заработать до 3000 рублей в месяц. Но полученные сверх ставки деньги вряд ли окупят затраченные усилия. Так, в обязанности классного руководителя входят помимо проведения классных часов и родительских собраний организация различных внеклассных мероприятий, культурные походы на выходных, ремонт классной комнаты. С родителями неуспевающих учеников необходимо общаться лично и часто, даже если эти родители общаться не желают. Отсутствие у школьника любой справки (даже с работы опекуна) также ложится грузом на плечи классного руководителя.
Хорошо, если в школе крепкий и дружный педагогический коллектив. Молодому учителю помогут и в организации уроков, и в поддержании порядка в классе. Научат составлять поурочное планирование и разбираться в расписании и различных видах отчетности. Но в Ставрополе есть школы, где приставленный к «новенькому» куратор не объясняет даже, как правильно заполнить журнал.
Немаловажна и проблема психологическая: зачастую в классе сидят дети лишь на пять лет моложе преподавателя. Отношение к нему может быть очень хорошим, дружественным, но при этом панибратским. Бывают случаи, когда на откуп молодым оставляют коррекционные классы. В школе №4 краевого центра на уроке русского языка молодую преподавательницу неоднократно посылали матом. При этом справиться с трудными подростками не могла даже администрация учебного заведения.
Любят в школе отправлять молодежь и на различного рода совещания и собрания, устраиваемые министерством образования, что отнимает много времени, которого и так постоянно не хватает: попробуйте просто пролистать порядка ста ученических тетрадей, и вы поймете, как нелегко быть учителем.
Самые большие неприятности и, возможно, самые распространенные касаются выведения оценок. Всем известно (и школьникам, в том числе), что поставить неудовлетворительную оценку в четверти учителю «обойдется себе дороже». В неуспеваемости учеников виноват только учитель - ни родители, ни сам прогуливающий, приходящий без учебника на уроки ребенок. Если ученик «идет на медаль», ему ни в коем случае нельзя ставить тройки, независимо от его успеваемости по конкретному предмету. Такой «индивидуальный» подход у других школьников, естественно, вызывает неприятие и агрессивность.
Хочется отметить, что вышеперечисленное не везде проявляется ярко. В школах разные взаимоотношения между учителями, учениками. (Единственное, всегда неизменное - мизерная зарплата). В лицее №5 г. Ставрополя сильное методобъединение. Молодым учителям оказывают всестороннюю помощь, не ставят их в старшие и «трудные» классы. Легкой адаптации большинства преподавателей способствует и то обстоятельство, что в основном они являются выпускниками этой школы. Во время обучения в вузе молодые педагоги проходят здесь же практику. А после окончания «вливаются» в хорошо знакомый коллектив. В этом году в школе два новых учителя (информатики и английского языка), в прошлом было принято пять человек. За последние несколько лет преподаватели уходили из лицея лишь в декретный отпуск. Директор очень высоко оценивает энтузиазм и желание работать молодежи: «Приходят с горящими глазами, предлагают новые проекты. Мы стараемся давать им все возможности для самореализации».
В школе № 23 средний возраст педсостава 45 -50 лет. По словам завуча, молодежь не идет в школу из-за низкой оплаты труда. Но на сегодняшний день свободных вакансий нет в связи с уменьшением количества учащихся.
В частных школах финансирование лучше. Но попасть туда значительно труднее. Обычно требуется двухлетний стаж, обязателен испытательный срок. Гимназия «ЛИК» за последние два года приняла четырех человек. По словам заместителя директора гимназии, это люди, которые любят работу с детьми, готовы полностью выкладываться. В целом, 40% учителей здесь из преподавательских династий, то есть с детства видели и понимали все плюсы и минусы профессии, вникали в ее особенности.
Сегодня для поддержки учителей государством делается немало, педагоги получают различные льготы и субсидии. Для поддержки инициативных и творческих учителей проводится множество конкурсов, победители которых получают значительную материальную поддержку. Широко известна и программа, по которой на развитие перспективных школ было выделено по миллиону рублей. Это позволит обновить и улучшить оснащенность школ, укомплектовать их учебно-методическими пособиями. Что немаловажно для начинающих педагогов, которые зачастую сталкиваются с проблемой нехватки наглядных пособий, инструментария для проведения специальных занятий. Даже в самых престижных учебных заведениях молодые учителя бывают вынуждены «из своего кармана» покупать необходимые для уроков учебники.
Кажется, все меняется к лучшему. Но модернизация образования - длительный процесс, и до его завершения ни одно поколение детей пройдет через стены «становящейся» школы. Кто вырастет из сегодняшних сорванцов, напрямую зависит от учителя, его умений, способности воспитать. Поэтому поддержка педагогов со стороны государства должна быть не на меньшем уровне, чем поддержка медработников (которым уже начали выплачивать президентские надбавки). «Ошибки врачей лежат на кладбище, ошибки учителей ходят среди нас», - жестокая, но очень точная сегодня фраза.

Ольга ТЫШЛЯР.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет