Вы здесь

Отцом украденное детство

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Отцом украденное детство

Взволнованный голос Марии Федоровны Евсеенко - руководителя краевого общества инвалидов «Дельфин» - убеждал, что звонит она не по пустяковому случаю. «Нас очень беспокоит обстановка в семье Натальи Лукьяновой из Ставрополя. У женщины двое детей, один ребенок инвалид, второй тоже не совсем здоров, но их отец и дед своими пьянками создали невыносимые условия для ребят. Если не вмешаться - могут быть трагические последствия».

...Неказистый домик на улице Осипенко. Внешний и внутренний вид здания, скромные пожитки говорят о бедном житье-бытье. Наташу Лукьянову на улице знают практически все, только под именем Ирины, которое ей было дано в обыденной жизни (не по паспорту). Многие соседи сочувствуют этой молодой женщине с редко улыбающимися карими глазами. Столько горя выпало на ее долю, что на пятерых бы хватило с избытком.
Сама она родилась настолько болезненным ребенком, что даже врачи сомневались - выживет ли? Возможно, поэтому ее молодая мамаша (без мужа) оставила младенца в роддоме г. Грозного, где проходили роды. Оставила и уехала в неизвестном направлении, до сих пор о ней нет никаких известий. А новорожденную девочку перевели в Дом ребенка, где в то время работала нянечкой Елена - 18-летняя племянница ее матери. Она и отбила телеграмму своей тете Гале (сестре матери) в Ставрополь - приезжайте, заберите младенца! У той своих детей не было, и они с супругом Наташу удочерили. Правда, когда девушка выросла, мама Галя призналась, что никакого удочерения на самом деле не было. В роддоме документы оформили так, что именно Галя родила здесь 34 года назад девочку.
Родители вырастили дочь, дали ей возможность закончить торгово-кулинарное училище. Но жизнь без конца преподносит Наташе такие «сюрпризы», что поневоле приходит мысль о рождении под несчастливой звездой. В 1999 году, когда у женщины уже было двое детей, семилетнюю дочь Олю сбивает машина. Жизнь ребенка держалась на волоске, девочка 15 суток провела в коме, месяц находилась в реанимации. В четвертой горбольнице ей сделали несколько операций, в том числе - трепанацию черепа. В итоге - инвалидность II группы. У Оли и сейчас нарушены движения, нарушена речь, ей необходимы постоянное неврологическое лечение и уход.
С 11-летним сыном Сережей тоже не все благополучно. Поначалу он плохо слышал и не выговаривал буквы. Два года сидел во втором классе. Помогли занятия с логопедом - стал нормально говорить. Но есть отставания в развитии, мальчик учится только в третьем (коррекционном) классе.
И бедность семьи, и невысокий интеллект детей имеют одни корни - пьянство их отца Юрия Лукьянова. Теперь Наташа сожалеет о том, что когда-то выхаживала солдата из стройбата, покалечившегося после падения с четвертого этажа строящегося в Ставрополе здания. А потом пошла за него замуж, не догадываясь, что он - «выходец» из семьи закоренелых тюменских алкоголиков. Вначале, правда, он держался, а потом окончательно поменял семью на бутылку водки. Особенно распоясался нигде не работающий бывший супруг (женщина пять лет с ним в разводе) после того, как умерла мать Наташи. Причем пьет и буйствует он вместе с ее отцом, 64-летним пенсионером. Пропивают пенсию, а потом с кулаками набрасываются на мать двоих детей, чтобы она им отдала Олины инвалидские деньги. Вынесли из дома и спустили все, что можно было вынести - газовую плиту, детские санки, стеклянные банки, даже кастрюли ушли в лом цветных металлов. А из холодильника постоянно исчезают продукты, ребятишки остаются голодными.
Поскольку все семейство живет в двух маленьких комнатах, Оля с Сережей каждый день слышат маты, оскорбления, видят драки, а дед, никого не стесняясь, ходит перед ними совершенно голый. Наташа устала вызывать участкового, милицейские наряды для усмирения буйных пьяниц.
- Два года назад, - рассказывает Н. Лукьянова - по ходатайству школы и Ленинского РОВД бывшего мужа лишили родительских прав. В состоянии алкогольного опьянения он избил дочь до сотрясения мозга. Оля находится на индивидуальном обучении, я вынуждена водить ее в школу - дома учителю с ней заниматься невозможно.
В прошлом году Ю. Лукьянов был осужден за грабеж. Средь бела дня залез в чужой дом, где находилась одна девочка-инвалид. Вынес предметы, которые можно было сдать как лом цветных металлов. За грабеж получил лишение свободы сроком на 1 год 4 месяца. Но через семь месяцев его досрочно-условно освободили за примерное поведение. Никто даже не поинтересовался, куда заключенный пойдет, как ведет себя в быту, чьей жизни будет угрожать. А он, заявившись в мае домой, не только в пьяном виде вновь стал «качать свои права», но в очередной раз избил бывшую жену и дочь-инвалида (до сотрясения мозга). А потом исчез неизвестно куда, но может опять объявиться ночью, как это уже бывало.
- Я знаю, что в отношении бывшего мужа возбуждено уголовное дело, - продолжает Наташа, - но не могу добиться, кто сейчас им занимается: милиция кивает на прокуратуру, прокуратура - на суд. Если не будут приняты меры, могут быть трагические последствия. Дети каждый час живут в страхе. Для меня главное - чтобы бывшего мужа изолировали.
- Я хочу, чтобы дома было спокойно, - с напряжением выговаривая слова, говорит Оля. - У нас сейчас ничего нет хорошего в жизни.
А подключившийся к разговору Сережа поделился своей мечтой: «Хочу стать милиционером, чтобы бороться с алкашами».
У кого-то из их сверстников мечты более возвышенные, а эти ребята, по сути, лишены детства. Не будем разбираться, кто в этом виноват, суть в другом - семье нужна помощь.
Если говорить о материальном положении, то мать с двумя детьми существует на пособие Оли в 2,5 тысячи рублей, свое пособие в 120 рублей по уходу за ребенком-инвалидом и на 200 рублей детских пособий. Ей помогают 13-я школа, где учатся сын и дочь, социальная служба, краевое отделение Детского фонда и просто добрые люди.
Но сейчас возникла проблема с отоплением. В прошлом году раздобыть угля помог депутат городской Думы Т. Богданов. А в этом году на свой запрос Н. Лукьянова ответа из городского управления труда и социальной защиты населения пока не получила, хотя сентябрь уже на исходе. Обычно используется следующий «механизм»: депутат передает заявление в управление, а оно ищет спонсора. На этот раз поиск явно задержался - как бы детям не пришлось мерзнуть.
Хотя рассчитывать в сегодняшней жизни только на добрых дядей в лице спонсоров - гиблое дело. Слишком много стало просителей и все меньше становится дарителей. Да, в семье Лукьяновых не простая ситуация. Мать не работает, т.к. ухаживает за дочерью-инвалидом и боится оставить детей с родственниками, способными на преступные действия. Но, наверное, даже в таких условиях можно найти какой-то удобный вариант, чтобы приносить в дом, пусть небольшие, но деньги. В этом же районе есть конторы, куда можно устроиться на неквалифицированную работу. По крайней мере так считает председатель краевого отделения Детского фонда П. Слезавин, который живет с Н. Лукьяновой на одной улице.
Есть другая проблема, действительно сложная, и ее решение зависит от порывов души родственников Наташи. Дело в том, что дом, где живет семья, считается... ничейным. Когда-то он принадлежал деду, но после его смерти, почти 40 лет, владение ни на кого не оформлено. Кроме умершей матери Наташи, у старика есть другие дети, они согласны не оспаривать наследство, но требуют «отступных». Одни - десять тысяч рублей, другие - пять. А кроме того, за свой счет надо оформить документы. Это требует больших денег, а их взять неоткуда.
- Я просто не вижу выхода из этой ситуации, - делится женщина. - Хотя понимаю, что если его не найти, мои дети могут остаться без своего угла.
В общем, проблем в этой семье - выше крыши. Но решить их можно, если волю и желание проявят органы власти и общественность. Облеченные властью чиновники часто сыпят цифрами, говоря о социальной поддержке малообеспеченных граждан и детей-инвалидов. Но за общими показателями обычно не видна конкретная семья. А здесь - вот она, и ей нужна срочная помощь.

Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет