Вы здесь

Возрожденная эмаль

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Возрожденная эмаль

Первая выставка Гильдии эмальеров Юга России открылась в Ставропольском выставочном зале Союза художников России. Около трехсот работ сказочной «живописи огнем» представили здесь мастера-эмальеры со всей страны.

Считается, что искусство эмали было известно человечеству три тысячи (!) лет назад. Археологи до сих пор находят неповторимые женские украшения, на которых краски эмали нисколько не померкли и по-прежнему радуют глаз насыщенностью и разноцветьем. Яркая, нарядная эмаль периодически, в разные эпохи «выходила из моды» и затем возрождалась, как птица Феникс из пепла. Нынешний «Ренессанс» эмальерного искусства открыл свое шествие по миру с середины XX века. И хотя в музеях России сохранились изделия из эмали, которые в свое время создавались в Усолье, великом Устюге, Ростове Великом, раньше других вернулись к старинному огненному искусству художники Германии, Венгрии и Франции. И поехали в Европу советские художники изучать технику станковой эмали (сграффито). А техника эта очень сложная. Стекловидный сплав, нанесенный вместе со специальными красками на металлическую основу (стальной или медный лист), обжигается затем при температуре 700-800 градусов в особой печи. И поневоле удивляешься, что среди эмальеров сейчас немало женщин. Но об этом чуть позже.
В 90-х годах XX века вдруг оказалось, что и российским художникам-эмальерам есть что показать и чему научить тех же французов и немцев. Наших мастеров из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и других российских городов с удовольствием приняли во Всемирную организацию эмальеров, которая дислоцируется в Химмероде (Германия). Постоянные гости - россияне - и в творческом центре города Кечкемета (Венгрия). Наезжают и в знаменитый своей эмалью французский Лимож. Да и у нас в стране стали открываться индивидуальные мастерские и школы эмальеров, как, к примеру, Ярославский Дом творчества художников-эмальеров, который постепенно превратился в Российский международный творческий центр «ЭМАЛИС». Повезло и Ставрополью.
- Более полутора десятков лет назад, - рассказывает председатель местного отделения Союза художников России Сергей Паршин, - в село Побегайловка Минераловодского района переселилась семья эмальеров Вдовкиных. Николай Михайлович Вдовкин, в прошлом занимавшийся монументальной живописью, витражами и живший в Хабаровске, увлекся эмалью, «заразил» ею супругу и дочь, и вернулся на родину в Побегайловку. Построил дом, превратившийся со временем в школу эмальеров. Здесь стали проходить семинары, затем они переросли в симпозиумы...
С только что состоявшегося, уже 16-го по счету симпозиума и приехала в Ставрополь выставка «Художественная эмаль-2006», посвященная 250-летию Российской академии художеств. Нынешняя экспозиция явилась еще и знаковой, так как стала первой в истории недавно созданной Гильдии эмальеров Юга России. А создатель ее - опять-таки неугомонный Николай Вдовкин - заслуженный художник РФ, член-корреспондент академии художеств России и (как он потом сказал вашему корреспонденту) член трех союзов, академик двух академий. Сколько же у него наград - и сам уже не помнит.
Николай Михайлович привез на выставку свои библейские «Распятие» и «Снятие с креста», потрясающие по накалу страстей «Властитель» и «Я уберегу тебя, сынок». А его работа «Святая Русь» в числе трех эмалей других авторов останется в Выставочном зале Союза художников России как подарок.
Праздничная экспозиция эмали (а иначе ее и не назовешь) радует яркими красками в языческих работах: Екатерины Вдовкиной («Снежная берегиня»), пятигорчанки Марины Мальцевой («Домик Домового»), Валентины Вдовкиной («Похищение Европы»). Необычны средневековые портреты «Красная роза» и «Лилия» москвички Ольги Ероховой. А вот непередаваемые по колориту произведения ставропольчанки Лилии Проститовой, Ольги Лысенковой из Санкт-Петербурга, Ольгим Зуевой (Москва) и Зои Козловской из Невинномысска. Поражаешься тому, как эти миловидные женщины, работая наравне с сильным полом, создают у печей свою «горячую» живопись, пронизанную какой-то особой экспрессией.
Ставропольцы же Сергей Маценко и Николай Менякин, скорее всего, больше тяготеют к пейзажам и древним цивилизациям, как и художники из Ярославля Александр Карих и Владимир Реутов (вырвавшийся когда-то с семьей из разрушенного Грозного).
И прав, наверное, эмальер, профессор из Северной Осетии, автор незабываемого «Дерева жизни» и «Раненой амазонки» Шалва Бедоев, когда сказал на открытии выставки: «Такой красоты не было даже на недавней выставке, которая называлась «Все, что возможно в эмали». Это - не Юг России, это лицо России!»

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет