Вы здесь

На земельный вопрос - депутатский ответ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На земельный вопрос - депутатский ответ

Южнороссийская парламентская ассоциация поддержала законодательную инициативу депутатов Ставропольской краевой думы, направленную на защиту владельцев земельных долей.
Подробнее об этом и о том, как удается нашим депутатам отвечать на другие острые земельные вопросы, - в интервью с председателем аграрного комитета Государственной думы края Александром Бобровым.

- Александр Владимирович, вынесение вопроса на обсуждение Южнороссийской парламентской ассоциации говорит о его актуальности не только для Ставрополья...
- Ассоциация заседала в Махачкале, рассматривалось 16 вопросов. И среди них наш - о законодательной инициативе Государственной думы Ставропольского края по внесению в Государственную думу РФ проекта Федерального закона «О внесении изменений в статью 16-ю Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Эта статья диктует, что все договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу этого федерального закона, должны быть приведены в соответствие с Гражданским кодексом РФ и федеральным земельным законодательством в течение 4-х лет. Другими словами, в аренду должна сдаваться не виртуальная земельная доля, теоретически существующая в общем земельном массиве, а выделенный земельный надел. Оформление нового договора означает необходимость установления межевой границы земельного участка, присвоения ему кадастрового номера, сбор подписей арендодателей или их доверенных лиц и регистрация в Регистрационной палате.
К не прошедшим эту процедуру будут применяться договоры доверительного управления. И самое главное то, что регистрация таких договоров не обязательна. Из этого следует, что с 28 января 2007 года все собственники земельных долей, передавшие их в аренду, но не переоформившие договоры, могут быть без их воли переведены в новые договорные отношения доверительного управления имуществом.
Мы же считаем, что данная норма Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» противоречит двум основным законам нашего государства: Конституции РФ, где закреплено право частной собственности, в том числе, и на землю, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. И в соответствии с Гражданским кодексом РФ собственник вправе по собственному желанию и по своему усмотрению совершать со своим имуществом любые действия, не противоречащие закону.
Мы предложили новую редакцию статьи 16-й Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с которой не перезаключенные в связи с неоформлением в собственность договоры аренды земельных долей считаются расторгнутыми. Мы считаем, что это не противоречит закону и не ущемляет права ни арендаторов, ни арендодателей. А напротив подстегивает арендаторов к быстрейшему оформлению договоров. Использование земли без договора считается неправомерным и подлежит изъятию или перераспределению. Арендатор не сможет получить дотации или другие формы государственной поддержки, так как официально он не сможет подтвердить наличие земли в хозяйстве. И владелец доли будет заинтересован в заключении договора, так как иначе не получит арендной платы за использование его земли. И, наверное, самое главное то, что мы избежим социального взрыва на селе, жалоб и заявлений в суд. При нынешней норме закона собственник может лишиться своей земли.
- Люди более всего опасаются, что земля уплывет с банкротством хозяйств...
- Когда будут обсчитываться долги по обязательствам, земля может пойти в залог. И при доверительном управлении собственник земли должен еще и платить договорному управляющему.
- О том, что коллеги по Южнороссийской парламентской ассоциации вашу инициативу одобрили, известно. А какое движение на федеральном уровне?
- Ассоциация поддержала нас единогласно. Кроме того, мы обратились в представительные органы власти всех субъектов РФ и тоже получили поддержку. Наша законодательная инициатива рассмотрена и одобрена в профильном комитете и на Совете Госдумы России. Надеемся, что уже в октябре она будет вынесена на обсуждение депутатов Нижней палаты российского парламента.
- Александр Владимирович, а какой процент земельных долей на Ставрополье еще не оформлен в собственность?
- Всего земель 3,5 миллиона гектаров. 2,1 миллиона гектаров прошли процедуру межевания и постановки на кадастровый учет. Это 61 процент. Зарегистрировано же в собственность пока около 17 процентов земельных долей.
- Краевые законодатели определили очень большой срок, на который заключается договор аренды. Арендодатель в этой ситуации как крепостной: «пришит» к одному арендатору и уйти не может...
- Раньше было 11 месяцев. С этого года мы своим краевым законом определили не менее, чем на 10 лет. Нас беспокоит состояние земли. Потому что берут в аренду на год, на два, не вносят удобрения, не проводят необходимые агромероприятия, истощают землю, а потом заявляют: идите, заключайте договоры с кем хотите. При десятилетнем сроке арендатор будет заинтересован заботиться о плодородии почвы, севооборотах и т.д.
- Чего же не хватает сегодня в пакетах законов о земле - федеральном и краевом?
- Действия с землей - это очень сложно. И в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» еще много неувязок. В крае мы приняли законы об управлении и распоряжении землями, о правилах прогона и выпаса скота. Последний особенно актуален для востока края, где одни содержат отары в сотни овец, а какая-нибудь бабушка не может козу на выпас выгнать. Закон регулирует нормы нагрузки на пастбищные угодья. Это закон для глав администраций. Но правоприменение его идет тяжело. Особенно на востоке края. Должны административные комиссии работать.
В этом году мы приняли закон о сохранении и повышении плодородия почв в Ставропольском крае. Самое главное, что хозяйствам предусмотрена 50-процентная компенсация из бюджета края средств, затраченных на внесение органических удобрений. Этого раньше никогда не было. Но истощение земли неизбежно приведет к снижению урожайности.
И возвращаясь к федеральному закону об обороте земель сельхозназначения, скажу, что, наверное, он сам по себе был несовершенен. Все эти годы идет много жалоб от арендаторов-руководителей больших хозяйств, которые мы раньше называли колхозами, совхозами. Их арендодатели - владельцы земли - в основном, все уже на пенсии, попередавали земельные доли детям, внукам, некоторые уехали, живут в городе. У нас доходит до того, что 20 процентов - самое большее - работает в хозяйстве тех людей, которые владеют землей. Остальные - наемные работники. А арендную плату получают те, кто живет в Ставрополе, в Белоруссии, на Украине, даже в Германии. Конечно, это была ошибка с распределением земельных паев. Но исправить ее и наделять землей работающих в сельском хозяйстве, отняв ее у неработающих, мы не можем.
- Закон обратной силы не имеет.
- Да. Но принята поправка. И теперь хозяйства могут выкупать землю и продавать или передавать ее работающим в коллективе.
- И что, в связи с этим безземельщиков в сельхозпредприятиях стало меньше?
- Нет. Хозяйства выкупают, но в свой неделимый фонд, не продавая и не передавая работающим.
- Какие проблемы аграрного сектора края сейчас в поле зрения вашего комитета? Какие законопроекты в стадии подготовки, рассмотрения?
- Буквально на днях рассматривали на рабочей группе проект закона Ставропольского края о внесении изменений в статью 8-ю краевого закона об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае. Этот закон должен установить максимальную предельную цену при проведении работ территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального строительства. Мы должны привести краевое законодательство в соответствие с федеральным, которое дало упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества. То, что народ называет «дачной амнистией».
Этот федеральный закон наделяет правом субъекты Федерации устанавливать свою цену по межеванию земельных участков. Сейчас у нас межеванием земельных участков занимается более 100 коммерческих структур в крае. Каждая диктует свою цену, и маленькую, конечно, никто не поставит. Мы хотим предусмотреть льготы малоимущим, ветеранам войны и труда и установить нормы выделения земли и для личного подсобного хозяйства, и под гаражи, и под застройку. Планируем на заседании Думы 26 октября принять этот законопроект сразу в двух чтениях.
- Александр Владимирович, что с законопроектом о личных подсобных хозяйствах? Он уже так давно лежит в Думе и его ждут жители края, а вы его все не принимаете...
- Есть федеральный закон, и там даны полномочия по некоторым вопросам регионам, которые должны принимать свои законы о личных подсобных хозяйствах. Мы полгода назад занялись этим вопросом, даже провели дважды заседания рабочей группы, но столкнулись с одним важным вопросом, без которого закон не может быть выпущен. Это касается предельной нормы содержания животных в личном подсобном хозяйстве, что беспокоит людей. Когда наши юристы сказали, что мы не имеем права устанавливать норму, т.е. вводить какие-то ограничения, мы решили и по этому вопросу выходить на российских законодателей. Мы хотим установить норму до 10 условных голов. Ведь если хозяйство называется личное подсобное, значит, оно для удовлетворения нужд своей семьи.
- 10 условных голов как перевести в реальную живность?
- Например, 10 коров, 30 свиней, 100 овец. Но вот обсуждалась наша инициатива на профильном комитете ГДРФ и пока не принята. Нам говорят: противоречит законодательству, национальному проекту, пусть люди держат, сколько хотят. Ну как сколько хотят? Ваш сосед будет держать 30 свиней. Как это вам понравится? И как это будет соотноситься с санитарными нормами? У нас в крае, если разделить количество скота в личных подсобных хозяйствах на всех жителей, получается меньше одной условной головы. В то же время в восточных районах есть примеры, когда отдельные граждане выходят далеко за рамки разумной численности голов в личных подсобных хозяйствах и этим создают немалые неудобства другим. У нас очень большой поток жалоб из этих районов. Мы не запрещаем, мы предлагаем. Хочешь держать более 10 условных голов, оформляй как фермерское хозяйство, плати налоги и т.д.
- А как в других регионах?
- Пока нет местных законов. Нет ни нормы, ничего.
- Вы начали говорить о национальном проекте по развитию АПК. Как вы оцениваете реализацию этого национального проекта у нас в крае?
- Сейчас эффекта еще ждать рано. Субсидированные кредиты выделяются на 3-5 лет. По нацпроекту каждая семья может взять кредит в 300 тысяч рублей на закупку скота. Предположим, закупят все. Куда сдавать продукцию? Сельхозкооперативов нет. Сейчас бабушка с дедушкой не знают, куда девать молоко от своей коровы.
На мой взгляд, лучше бы вместо выделения денег на строительство и оснащение крупных комплексов, за которые по кредитам будет рассчитываться не одно поколение сельхозников, дали бы дотации за каждый килограмм производенного мяса, молока. Мы обсуждаем это с сельхозниками, с депутатами и приходим к выводу, что это не та помощь, которая нужна была сельскому хозяйству.
- Александр Владимирович, влияние депутатского аграрного лобби не только на законотворческую работу, но в целом на развитие сельхозотрасли края как-то ощущается?
- Законы мы принимаем, не глядя в потолок, к нам приходят предложения и от руководителей хозяйств, от Министерства сельского хозяйства, от депутатов разных уровней. Для аграрного края 5-6 депутатов в краевой Думе, которые защищают интересы сельского хозяйства, конечно же, мало.
К сожалению, у краевых законодателей не всегда хватает и полномочий, чтобы защитить наших селян. Вот сейчас прорабатывается спорный вопрос по землям, собственность на которые не закреплена, но которые находятся в территориальных границах муниципальных образований. Раньше, до вступления в силу законов о местном самоуправлении, они были в районных фондах перераспределения. Сейчас по идее их надо отдавать муниципалитетам. Но группа депутатов в ГДРФ предлагает отдать решение этого вопроса на усмотрение регионов. Дело в том, что 53-й федеральный закон противоречит 131-му. Т.е. районная муниципальная власть распоряжается землей, заключает договоры аренды и получает арендную плату, а налоги идут в сельские муниципалитеты. Хотя при бедности сельских муниципальных бюджетов им бы и арендные деньги не помешали.
- Сегодня имеет место быть странная ситуация: с одной стороны - победные рапорты об успехах в сельскохозяйственной отрасли, с другой - продолжающиеся банкротства сельхозпредприятий. Как вы полагаете, когда наступит стабилизация?
- По урожайности в последнее пятилетие в крае улучшилась обстановка, но диспаритет цен не дает хозяйствам развиваться. А если нет развития, если идет борьба только за самосохранение, такое хозяйство рано или поздно обречено на банкротство.
- Но ведь много банкротств преднамеренных...
- К сожалению, федеральный закон о банкротстве позволяет это. Нам пишут об этом труженики сельхозпредприятий, мы обращаемся в правоохранительные органы, но доказать, что банкротство преднамеренное - очень трудно.
- Вот вы сказали: труженики села пишут вам о банкротствах. А вообще простые селяне часто ли обращаются в ваш комитет и по каким вопросам?
- 80 процентов - вопросы о земле: проблемы межевания, несогласие с большой платой за это, вопросы о наследовании земли, о ненаделении паями и т.д. Одно хозяйство наделило земельными паями учителей, врачей, другое - нет. Люди спрашивают: почему? Земельных вопросов много. Не на все пока есть ответы. Так что у законодателей еще много работы.

Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет