Вы здесь

История одного дома

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

История одного дома

Когда в тридцатые годы XX века я научился читать, дома пробовал силы в грамоте на доступном материале. Одна из моих любимых рубрик газеты, которую выписывал папа, называлась «Происшествия», а вторая, в виде табличек, информировала граждан СССР о количестве автомобилей, выпущенных за предыдущий день в стране. Счет шел на штуки. Автомобили интересовали меня не только как чудо техники, но и потому, что папа в то время работал в АвтоФЗУ преподавателем электрооборудования автомобилей и завучем этого учебного заведения. Аббревиатура ФЗУ была понятна - фабрично-заводское училище. Это учебное заведение размещалось на улице Красной города Ворошиловска (совр. К. Маркса, 44 в Ставрополе). Странно, что несколько лет существования в этом доме такого значимого для края учебного заведения никак не отражено в краеведческой литературе. Сюда с улицы Барятинской (совр. Комсомольская) я шел вниз по тропинке через Варваринскую площадь и Ограду - огромный пустырь, где раньше стояла разрушенная большевиками Варваринская церковь. Дальше путь лежал по Таманской улице (ул. Голенева) на север, до поражавшего воображение здания аптеки Байгера. Отсюда вниз по улице Красной до АвтоФЗУ было рукой подать. Во дворе за большим двухэтажным домом стояли разные машины: «трехтонки», «полуторки» и легковые. Обода колес последних держались на спицах, как и у моего велосипеда, что вызывало удивление: как они могли удерживать вес машины. Правда, спицы у легковых машин были намного толще, чем у моего велосипеда.
Здесь я узнал много новых слов. Некоторые слова относились к жидкостям. От них исходил «автомобильный» запах. Смазочные жидкости - автол и нигрол отличались цветом. Автол - голубой, а нигрол - черный. Горючее - бензин и лигроин имели более резкий запах. Второй водители отчаянно ругали: плохо заводился двигатель. Смазку подливали мелкими порциями куда-то в потайные, неудобные места автомобилей. Бензин или лигроин заливали в баки из ведер с помощью длинных толстых резиновых трубок, предварительно подсосав в них горючее ртом. Бензобаки у машин располагались в разных местах, и заправка их горючим была процедурой трудоемкой.
Слова, с которыми я там познакомился, как бы звенели, бренчали и шипели - трамблер, кардан, цилиндр, поршень, шкив, шланг. Шофер - только так называли водителя машины. С ударением на втором слоге, через «е». Все было чрезвычайно интересно. Это сейчас водят машины не только представители одной из самых распространенных в стране профессий, но и значительная часть взрослого населения обоих полов от юношей до пожилых людей.
Автоинспекторы их называют водителями, а в средствах массовой информации величают эту категорию граждан почему-то автолюбителями, хотя далеко не все они любят ставшее привычным собственное средство передвижения. И если в 30-е годы XX века шофер должен был знать устройство машины, то теперь сеть автосервиса обеспечивает ремонт и обслуживание автомобиля. Главным для сидящего за рулем в наши дни является знание правил дорожного движения и умение водить машину.
В те далекие годы шофера чаще можно было увидеть под машиной или у раскрытого капота мотора, чем за рулем. Надежность этого средства передвижения оставляла желать лучшего. Для того, чтобы завести машину, шофер долго вращал коленчатый вал мотора с помощью длинной рукоятки, натирая мозоли на ладони правой руки. Вероятно, по этой причине в комплект рабочей одежды шоферов тех времен входили кожаные перчатки. Это кроме кожаных курток и штанов, в которых шоферы щеголяли. Это была редкая, аристократическая профессия.
В длинном одноэтажном здании в глубине двора располагались мастерские, в которых стояли токарные, сверлильные и другие станки. Их включали с помощью длинных палок, перемещая под потолком шкивы вдоль постоянно вращавшегося вала. Ременная передача приводила в движение эти шумные чудища. Помнится, токарный станок имел собственное имя - ДИП-200. Удалось выяснить, что аббревиатура означала «догнать и перегнать». Все знали, что догнать и перегнать надо было Америку.
Готовило шоферов в те времена учебное заведение, находившееся в подчинении НКВД, всесильной организации. У нас дома долгое время хранились групповые фотографии выпускников. Учащиеся, взрослые люди, приезжали сюда чуть ли не со всего Северного Кавказа. Руководил учебным заведением «начальник Авто ФЗУ» (а не директор, как в обычных школах). Фамилия - Курзин Константин Венедиктович, запомнилась, видимо, потому, что его в 1937 году «забрали» (это тогда означало - арестовали) и об этом было много пересудов. Жил он с семьей здесь же, в одноэтажном доме.
Позже мне стало известно, что большое здание, в котором учили шоферов-профессионалов, имеет сложную историю. Установлено, что оно построено в 1875 году. Дотошный краевед Герман Беликов раскопал в архивах данные о том, что возведено оно на средства известного ставропольского предпринимателя Ивана Ганиловского. Построив здесь на месте обветшавшей тюрьмы большой двухэтажный дом, Ганиловский обратился в Ставропольскую городскую думу с ходатайством «открыть в городе Ставрополе в собственном доме, стоящем на Большой Черкасской улице... гостиницу». Дума не возражала, и Ганиловский получил право открыть ее и получил разрешение «торговать в своем заведении виноградным вином, водкой всякого сорта, ликером и пивом, ...а также иметь один биллиард».
В 1843 году была создана Кавказская и Черноморская епархия с центром в Ставрополе. В 1846 году пришло повеление открыть в Ставрополе Духовную семинарию, которая разместилась в перестроенной гостинице Ганиловского. Позже для Духовной семинарии на Александровской площади (совр. ул. Пушкина, 1) построили здание, куда была переведена семинария. В освободившемся здании открылось первое на Северном Кавказе ремесленное техническое училище, названное Михайловским. Здесь, уже в советское время, размещались милиция, школа. В послевоенное время сюда из здания средней школы № 1 была переведена вечерняя школа рабочей молодежи, ставшая затем сменной. Позже эта школа была преобразована в лицей. Такая вот история ничем не приметного здания на проспекте Карла Маркса.

Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет