Вы здесь

КОМУ БУБЛИК, А КОМУ ДЫРКА ОТ БУБЛИКА

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КОМУ БУБЛИК, А КОМУ ДЫРКА ОТ БУБЛИКА

Законы, перед тем как принять окончательно, принято народом обсуждать. Вот и наша краевая Дума приняла в первом чтении и предложила к обсуждению закон «Об инвестиционном налоговом кредите». Нижеследующие строки прошу рассматривать как мой скромный вклад в обсуждение.

На первый взгляд, документ важный и полезный для краевого бизнеса. И поначалу очень хотелось верить тем депутатам, кто говорил о законе много лестных слов. Вроде тех, что мы, мол, фактически подставляем государственное плечо всем, кто вкладывает деньги в развитие производства, помогаем укреплять экономику края и пр., и пр.
Но это только на первый взгляд. При внимательном прочтении возникло много вопросов. Во-первых, организация, задумавшая воспользоваться таким кредитом по налогу на имущество, а только на этот налог он и распространяется, должна и в 2006-м, и в последующие годы - на весь период действия договора о кредите, - вкладывать в развитие своего производства ежегодно свыше двух миллионов рублей. А это значит, что она должна быть довольно крепенькой. Малые и начинающие предприятия сюда не попадают по определению.
Во-вторых, кредитуется не вся сумма налога, а только ее 30 процентов. И в третьих, кредит дается не бесплатно, процентная ставка за его обслуживание предоставляется в размере одной второй ставки рефинансирования Центробанка РФ.
А теперь давайте посчитаем, какую выгоду получим, если все же воспользуемся эти самым инвестиционным налоговым кредитом. Возьмем ту самую сумму 2 миллиона рублей инвестиций, с которой начинается депутатская щедрость. Ставка налога на имущество - 2 процента. Значит, с нас причитается государству 40 тысяч рублей. 28 тысяч платим в бюджет безоговорочно, а на 12 тысяч - те самые 30 процентов, пишем заявление о предоставлении кредита. Ставка рефинансирования сегодня - 11 процентов, значит, нам дают кредит на 12 тысяч под 5,5 процента годовых.
И все? И все. 2 миллиона вложили, а на 12 тысяч получили небольшую отсрочку по налогу. Да и то небесплатно. Сразу возникает вопрос: а захочет ли тот бизнесмен, кто ежегодно вкладывает больше 2-х миллионов в закупки оборудования, огород городить - заявление писать, кучу справок в налоговую инспекцию и в минэкономразвития края предоставлять, ради кредита на 12 тысяч, да еще и под проценты? Очень сомневаюсь. Во всяком случае, я бы не стал. Тем более, что кредит ведь все равно придется отдавать. И с процентами.
Разумеется, такая государственная поддержка все же лучше, чем ничего. Но очень смахивает на кукиш с маслом. Он, как говорят в народе, отличается от обычной дули тем, что легче складывается.
Конечно, депутаты сейчас начнут бросать в меня камни. Закричат, что надо и этому быть благодарным. Что бюджет края у нас дефицитный, денег катастрофически не хватает... Помогаем, чем можем.
Наверное, я бы им поверил. Если бы не еще один закон, окончательно принятый краевой Думой на том же октябрьском заседании, что и первый, - о внесении изменений в Закон «О государственной поддержке производства винограда и винодельческой продукции в Ставропольском крае».
Он из той же оперы - про господдержку. Но радикально отличается от предыдущего. Предусматривает не кредиты под проценты, которые нужно будет все равно отдавать, а субсидии из бюджета края, которые, как известно, штука безвозмездная. Так вот, эти субсидии предоставляются виноделам, во-первых, в размере 10 процентов реализованных марочных вин и коньяков. А во-вторых - в размере 50 процентов стоимости технологического оборудования для заводов первичного и вторичного виноделия. В третьих, субсидии предоставляются и на возмещение кредитных ставок в размере две-трети ставки рефинансирования.
Чувствуете разницу? Чтобы вы почувствовали ее еще больше, возьмем калькулятор. Предположим, винзавод взял под 11 процентов годовых тот же 2-миллионный кредит и закупил на него оборудование. Так вот, ему вернет краевая казна в виде субсидий 1 миллион - от стоимости оборудования и свыше 146 тысяч рублей - процентов за пользование кредитом. Итого: в законе об инвестиционном налоговом кредите с двух миллионов инвестиций бизнесмену достается 12 тысяч рублей и с возвратом, в законе о господдержке виноделов - 1 миллион 146 тысяч и безвозмездно. Я уже не считаю те миллионы, которые винзавод получит в виде 10 процентных субсидий от реализации. Коньяки с винами товар дорогой, и объемы продаж у таких предприятий исчисляются сотнями миллионов. Десять процентов - это десятки миллионов. Работай - не хочу. Почему я не винодел?
Пусть простят депутаты, но по-моему, они изобрели насос для выкачивания бюджетных денег в карманы виноделов.
Я уже как-то писал об удивительно постоянной и нежной любви нашей краевой власти к винодельческой и ликеро-водочной отрасли. Она с ними носится, как дурень со ступой: рассматривает, слушает, помогает... Со стороны складывается впечатление, что у нее нет заботы важнее, и что наш народ одними вином и водкой сыт. Их он и ест, и пьет, и одевает на себя.
Разумеется, власть обосновывает эту свою выборочную щедрость якобы высочайшим экономическим эффектом, который будет получен от субсидирования виноделия. Приводит выкладки, по которым выходит, что вложим десятки миллионов рублей, а получим сотни. И тем самым наполним бюджет и все такое.
У нас, конечно, на бумаге всегда гладко. Но вот почему-то годы идут, а бюджет все никак не наполняется. И нисколько мы не становимся богаче. Пьянее? Да. Надо лишь один вечер посмотреть телевизор, чтобы убедиться, что еженедельные потери России на алкогольном фронте уже приближаются к потерям США в Ираке. И не надо успокаивать себя тем, что вреден только самопальный, суррогатный алкоголь, а качественный - жутко полезен. Разница между ними только во времени разрушения организма: один убивает сразу, а другой - чуть погодя.
Да и кто сказал, что такой же, если не больший эффект не будет получен, если также щедро помогать из бюджета мясной или там мебельной промышленности? Если те же преференции распространить на весь краевой бизнес? Только эффект этот будет действительно реальный и осязаемый. И проявится в современных, более качественных, конкурентоспособных товарах отечественного производителя. За которые ставропольцам не будет стыдно.
Другое дело, что мясники и мебельщики не умеют так же успешно лоббировать свои интересы. И не входят в депутатский корпус. Вот и получают одни - миллионы, а другие, как великий подарок власти, жалкие тысячи: 30 процентов от 2-процентного налога под 5,5 процента годовых... У одних - бублик, у других - дырка от него.
Остаются в дураках не только не связанные с виноделием бизнесмены.
В дураках остаемся все мы - рядовые налогоплательщики. Деньги-то на субсидии виноделам идут из краевого бюджета, из нашего с вами общего кармана.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет