Вы здесь

Школа духовных пастырей

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Школа духовных пастырей

160 лет Ставропольской духовной семинарии
К началу 40-х годов девятнадцатого столетия назрел вопрос о необходимости создания в Кавказской области церковно-административного центра. В 1842 году начальник области генерал П.Х.Граббе ходатайствовал перед императором Николаем I и Священным Синодом об открытии Кавказской епархии с резиденцией епископа в г.Ставрополе. Ходатайство было удовлетворено, и первого января 1843 года указом Священного Синода создается Кавказская и Черноморская епархия, епископом которой назначается Преосвященный Иеремия. Вступив в управление епархией, владыка нашел свою паству в печальном состоянии: нехватка образованных пастырей, среди населения широко распространялись учения раскольников и сектантов. Понимая, что без подготовки высокообразованных духовных наставников невозможно добиться распространения и утверждения христианства во вверенном ему регионе России, Иеремия уже через 8 месяцев своего прибытия в Ставрополь посылает докладную записку в Священный Синод. В ней обосновывает необходимость открытия семинарии. Усилия владыки были поддержаны начальником Кавказской области генерал-лейтенантом В.О.Гурко, а затем и наместником Кавказским князем М.С.Воронцовым.

20 июля 1846 года было Высочайше утверждено Постановление Священного Синода об открытии семинарии. В нем говорилось: «... Государь Император повелеть соизволил: 1. Учредить в Кавказской епархии семинарию на основании училищного устава, открыть ее в г.Ставрополе с началом наступающего года и на первый раз образовать одно низшее отделение ея, с назначением в состав оного учеников, удостоенных перевода в семинарию из уездных училищ Ставрополя и Моздока, а также и Астрахани, в которой доселе обучались ученики, принадлежавшие по рождению к Кавказской епархии. 2. Вновь учрежденной семинарии именоваться Кавказской и заведоваться окружной Казанской духовной академией...».
13 ноября 1846 года, в день памяти Иоанна Златоуста, состоялось официальное открытие семинарии. Обращаясь в приветственном слове к воспитанникам, преосвященный Иеремия выразил искреннее желание «увидеть в них – будущих представителях кавказского духовенства - в их жизни идеал чистоты и духовной непорочности, строгого воздержания и проникнутого любовью самоотречения, глубокой преданности воле Божией и крепкой веры в святость своего дела».
В основу организации учебного процесса епископом Иеремией решено было положить опыт Тифлисской семинарии. На низшем отделении давались следующие учебные дисциплины: пасхалия, история церкви, библейская история, литургика, катехизис, геометрия, алгебра, риторика, поэзия, греческий, латинский и немецкий языки. Из стен семинарии выходили образованные люди, на которых возлагались надежды на религиозно-нравственное оздоровление населения края. Владыка считал, что будущие священнослужители должны быть знакомы с местными обычаями и особенностями военной службы. С этой целью было введено в учебный курс, помимо обязательных дисциплин, преподавание языков местных народов: осетинского, татарского, калмыцкого. На казенное обеспечение принимались дети грузин, осетин, абхазцев, адыгов, калмыков. Преподавались основы медицинского дела и сельского хозяйства.
В 1847 году в семинарии был открыт класс иконописи. В 1848 году – созданы среднее и высшее отделения. В 1850 году был произведен первый выпуск учащихся.
В крайгосархиве сохранился интересный документ 1858 г., характеризующий систему воспитания в духовной школе тех лет. Это «Дело по резолюции преосвященнейшего Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского о мерах наказаний, какие должны быть употреблены в духовных учебных заведениях Кавказской епархии». В семинарии допускались следующие виды наказаний: «1. Выговор без употребления бранных слов, ибо они унижают человеческое достоинство. 2. Поставление в угол или к штрафному столу, просто или на коленях. 3. Лишение обеда или ужина, оставление на хлебе и воде. 4. Наказание розгами (за исключением воспитанников самой семинарии). 5. Наказание арестом в темной комнате с полным лишением общения с товарищами и с содержанием на хлебе и воде».
Далее обращается внимание наставленников на то, что наказание должно быть не жестоким и справедливым. Воспитатель не должен прибегать к наказанию в момент гнева. «Час гнева есть час безумия для всякого разгневавшегося, хотя бы разгневавшийся принадлежал к первейшим мудрецам. Наказание да будет плодом зрелого беспристрастного суждения: только при этом условии оно благотворно для детей и возвышает в мнении их воспитателя». И главное: «Высокий, благородный характер воспитателя есть главнейшая узда и гроза для воспитанников».
Первым ректором Кавказской семинарии стал инспектор Кавказской духовной академии, профессор богословия архимандрит Серафим. Отличаясь истинно христианской добротой сердца, он внес в атмосферу семинарии благотворное начало гуманных отношений между воспитанниками и наставниками. Позже, в разные годы, учебное заведение возглавляли архимандриты Герасим, Иоанникий, Герман, Епифаний. Каждый из них внес вклад в дело процветания семинарии.
Своими научными трудами были хорошо известны духовные наставники семинарии. Д.П.Афанасьев, например, был автором двух известных в России монографий – «Жизнь и труды святого пророка Иеремии», «Жизнь и труды святого пророка Исайи». Н.А.Цареградский являлся автором «Историко-статистического обзора духовных учебных заведений Северного Кавказа».
В первые 20 лет существования в семинарии могли учиться дети, принадлежащие к духовному сословию. В 1867 году, с введением нового устава духовных учебных заведений, Кавказская семинария открыла двери и для детей иносословного происхождения. Здесь нельзя не вспомнить, что семинарию закончил известный ставропольский писатель Илья Дмитриевич Сургучев, 125-летие со дня рождения и 50-летие со дня смерти отмечается в этом году (его отец был из крестьян). В сохранившемся журнале заседаний педагогического собрания правления Ставропольской духовной семинарии, в протоколе от 13 июля 1897 года имеется запись об учебе семинариста 2-го класса Ильи Сургучева на «хорошо» и «отлично» в 1896-1897 учебном году.
Первым зданием, в котором размещалась семинария, был дом городского головы купца И.Г.Гониловского (сохранился до наших дней, К.Маркса,46). Он размещался рядом с Троицким собором, и семинаристы могли участвовать в богослужении: чтении, пении, прислуживании в алтаре.
В доме купца Гониловского семинария находилась до начала 60-х годов девятнадцатого столетия. К тому времени семинарское начальство обратилось к крупным домовладельцам города с просьбой о содействии. Одним из первых откликнулся купец Я.Н.Крутицкий. Он изъявил желание отдать под помещения Кавказской семинарии только что выстроенный дом на Александровской площади (ныне пл. им.Ленина). Здание сохранилось до наших дней, сейчас там располагается краевой телерадиоцентр. В одном из приусадебных помещений дома Крутицкого размещалась семинарская библиотека. В самом здании на верхнем этаже, в центральном большом зале, был устроен семинарский храм святителя Дмитрия Ростовского.
Согласно ведомостям 1868 года в семинарии обучалось 173 воспитанника: на низшем отделении – 48, на среднем – 53, на высшем – 42. Помещений же катастрофически не хватало. В результате часть воспитанников проживала на частных квартирах, что отрицательно сказывалось на воспитательном процессе учащихся.
И вот читаем в «Кавказских епархиальных ведомостях» за 16 июня 1880 г.: «1-го сего июля, в воскресенье, после Божественной литургии в Андреевской церкви, преосвященнейшим Германом, епископом Кавказским, совершена закладка здания для Кавказской духовной семинарии. Торжество это почтил своим присутствием г. ставропольский губернатор Владимир Александрович Фон-Ден, генерал-лейтенант Иван Диомидович Попко и значительное число богомольцев разного звания».
В Государственном архиве Ставропольского края хранятся дела, по которым можно проследить этапы постройки здания семинарии. Его возводили по проекту архитектора Федора Кузьмича Прозоровского. Проект осуществлялся подрядчиком купцом 1-й гильдии Тимофеем Ларионовым. Строительным материалом стал местный камень-ракушечник. Обошлось здание в 356 364 рубля. К сентябрю 1883 года здание вступило в строй. На первом этаже здания находились ректорские покои, трапезная, актовый зал. На втором этаже классы. На третьем – класс церковного пения, спальни, рассчитанные на 125 учащихся, и комнаты нескольких наставников. Центральную часть здания занимал семинарский храм.
С 1885 года Кавказская духовная семинария стала именоваться Ставропольской.
Здание семинарии стало украшением губернского Ставрополя. Да и сегодня оно является самым красивым на улице Пушкина, ранее называемой Семинарской. Ныне в этом здании разместились два факультета СГУ: физико-математический и романо-германских языков. Старые стены помнят не одно поколение студентов сначала пединститута, позже госуниверситета. Они ходили по его коридорам, «грызли гранит науки» в аудиториях, не задумываясь, что за много лет до них здесь же учились послушные семинаристы. Хотя такие ли уж послушные? В крайгосархиве встречаются документы об участии учащихся семинарии в волнениях 1905 года.
Пережив революцию, гражданскую войну, Ставропольская духовная семинария на 75 году существования была закрыта Декретом Советской власти. Лишь в 1946 году она открывает свои двери для желающих получить богословское образование. Огромных трудов стоила архиепископу (позднее митрополиту) Антонию (Романовскому) постройка нового здания во дворе Крестовоздвиженского храма. Но возрожденная семинария просуществовала недолго: в 1960 году «по желанию трудящихся» она вновь была закрыта. К 1000-летию Крещения Руси архиепископу Антонию (Завгороднему) удается открыть в Ставрополе духовное училище, при архиепископе Гедеоне преобразованное в семинарию. В короткий срок было закончено строительство здания училища.
Сегодня Ставропольская духовная семинария является единственным духовным учебным заведением Юга России. При семинарии существует регентское отделение, воскресная детская школа.
Как и 160 лет назад, выпускники Ставропольской духовной семинарии призваны нести народу России христианскую культуру и способствовать его нравственному и духовному возрождению.

Е. ГРОМОВА, ведущий археограф Государственного архива Ставропольского края.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет