Вы здесь

Зоя Белая: «Отсутствие финансов меня не смущает. Нет сегодня, будут завтра»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Зоя Белая: «Отсутствие финансов меня не смущает. Нет сегодня, будут завтра»

Исторический центр Ставрополя. Бывшая Александровская улица (ныне улица Дзержинского) и на ней красивейший комплекс из трех старинных купеческих особняков, который занимает сейчас гордость культуры Ставрополя - краевой музей изобразительных искусств, отмечающий на днях свое 45-летие. Руководство им ровно 17 лет назад, в трудные и разрушительные годы перестройки, взяла в свои руки удивительная женщина - заслуженный работник культуры России Зоя Александровна Белая.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Тогда, правда, этого почетного звания у Белой еще не было, но был уже приличный опыт административной, управленческой работы в сфере культуры. Книги и альбомы по искусству интересовали Зою Александровну со школьных лет. Видимо, поэтому, живя с родителями в Зеленокумске (отец - Александр Иванович, прошедший всю войну, был по профессии юрист, мать - Анастасия Петровна - бухгалтер), приехала она в Ставрополь, окончила здесь библиотечное отделение культпросветучилища, потом - Краснодарский институт культуры. А вот когда вернулась в Зеленокумск и стала работать методистом в районной библиотеке, как-то пошла на танцы в Дом культуры и познакомилась там с выпускником мехфака Ставропольского сельхозинститута Юрием Белым, который приехал проведать родителей. Он-то - Юрий Васильевич Белый - и стал ее супругом. И стала молодая пара колесить по краю, как тогда говорили - «куда партия пошлет». Но сначала глубокие знания и активную жизненную позицию Зои Александровны оценили в самом Зеленокумске и назначили ее директором того самого Дома культуры.
И пошло. Заведующая отделом культуры Советского района. Опыт культпросветработы Советского района был потом обобщен Министерством культуры бывшего СССР. Завотделом культуры Новоселицкого района. За четыре года работы Белая вывела небольшую и достаточно слабую по материально-технической базе сеть культурных учреждений района в тройку лучших по краю. Здесь стали проводиться массовые праздники, были отремонтированы и приведены в порядок помещения... Директор областного научно-методического Центра культпросветработы и народного творчества (Карачаево-Черкесия). Ее разносторонняя деятельность включала в себя создание баз по изучению национального искусства, проведение постоянной учебы работников культуры, семинаров, деловых игр, внедрение в практику крупномасштабных праздников и представлений. Зоя Белая уже тогда, в конце 80-х годов, привлекала к этой работе ведущих московских специалистов. Велась в Центре и издательская деятельность. Объем огромный, но и этого ей было мало. Зоя Александровна сама разрабатывала сценарные планы, очень часто занималась и режиссурой многих мероприятий.
И когда мужа перевели в Ставрополь, в краевом управлении культуры решили, что такой опытный и энергичный руководитель, как Зоя Белая, вполне «потянет» и поставит на ноги музей изобразительных искусств. А что? В Зеленокумске она в свое время организовывала уже краеведческий музей, в Советском районе открывала картинную галерею...
ОДИНОКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
Сказать, что изомузей пребывал в 1989 году в полуразрушенном состоянии - это не сказать ничего. Открытый в 1961 году, когда из художественного отдела краеведческого музея сюда было передано 400 единиц хранения, изомузей, по сути дела, стал лишь складом для произведений искусства. Первый его директор - Борис Альбертович Бендик - был знающим искусствоведом и потому занимался, в основном, формированием коллекции музея. Сюда поступали живописные полотна, гравюры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства из московских и ленинградских музеев, произведения ставропольских художников. Но размещался тогда музей в двух зданиях, где помимо него была еще художественная школа, оставался и жилой фонд.
В общем, когда Зою Белую назначили директором изомузея, здесь работало всего семь человек, два последних года он был закрыт для посетителей, не было даже элементарного - туалета. Как там у Лермонтова? «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно». Музеем его тоже нельзя было назвать, скорее - «одинокой коллекцией». И Зоя Александровна, засучив рукава (в прямом смысле), взялась за дело. Менее чем за два года была сделана работа по ремонту всех коммуникаций, по монтажу систем электро- и теплоснабжения, охраны и видеоохраны, по капитальному внутреннему ремонту зданий. Впервые за всю историю музея была отремонтирована значительная часть той самой, уже не одинокой коллекции, создана база для издательской работы, проведена компьютеризация музейной деятельности. Какого здоровья, сил, энергии, знаний стоило все это директору - и говорить не приходится.
А еще - была изменена организационная структура работы музея, разработана концепция его развития. Одними из первых в стране работники ставропольского изомузея стали искать партнеров, выходы на федеральные структуры, вести целенаправленную работу с общественностью и деловыми кругами города, края, всего Северного Кавказа.
ПУТИ РАЗВИТИЯ
- Сейчас, - рассказывает Зоя Александровна, - успеваем заниматься всеми направлениями музейной деятельности: идет постоянная работа с коллекцией (ее комплектование, показ, публикация), осуществляем большие выставочные проекты - с конференциями, симпозиумами, семинарами. Поддерживаем связи с творческими Союзами края и Северного Кавказа, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Приезжают к нам из двух столиц и художники, и искусствоведы. Сотрудничаем с местными музыкантами, актерами драмтеатра, писателями, поэтами.
- Насколько я знаю, наряду с непосредственной музейной деятельностью продолжается и бесконечная стройка...
- Что да, то да. Музей занимает уже не два, а три здания, являющиеся памятниками архитектуры федерального значения. Постепенно первые два особняка полностью перешли в собственность музея, и в 2004 году вошло в строй и третье, последнее здание. Параллельно шел капитальный ремонт и реставрационно-восстановительные работы. Расчищены фасады, восстановлена лепнина, всем зданиям возвращен «исторический» цвет. Сегодня отреставрированный комплекс музейных зданий - одна из достопримечательностей центральной исторической части Ставрополя.
- А что представляет собой сейчас музейная коллекция?
- В настоящее время изомузей обладает обширным художественным собранием, насчитывающим более 25 тысяч единиц хранения. Хронологически рамки коллекции охватывают период с V века до нашей эры до начала XXI века. Музей является культурным центром, в котором регулярно осуществляются крупные региональные выставочные проекты совместно с музеями и творческими Союзами краев, областей Юга России. Это фестивали: «Молодые художники Северного Кавказа», «Источник вдохновения», «Искусство фотографии». Такие проекты дают возможность комплектования фондов произведениями художников региона, выполненными в последние десятилетия XX - начале XXI века.
- Ставропольцы наверняка надолго запомнят культурно-шефскую акцию памяти величаевских молодогвардейцев «Голос памяти», в которой изомузей принял самое непосредственное участие. Что уже говорить о недавно проведенных у вас супервыставках: «Графические произведения старых и современных мастеров», посвященной 250-летию Российской Академии художеств, и «Мир героев. Миф и реальность» из собрания Государственного Эрмитажа. Произведениями искусства можно назвать и каталоги этих выставок...
- О последней выставке могу добавить, что наш, как считается, провинциальный музей был полностью готов к проведению эрмитажной экспозиции. И отработали мы с питерскими музейщиками очень достойно. Группе контроля, как они сами говорили, нечего в Ставрополе было делать, в отличие от других городов Юга России, где проходила эта выставка. К нам не было никаких претензий. И все потому, что такие масштабные формы работы для нас уже - явление обычное.
- Говорить о вашей работе можно бесконечно, ведь в музее есть еще комплекс музыкально-эстетического воспитания (образования), то есть вы пытаетесь показывать детям высокое искусство. Уводить их из мира так называемой массовой культуры, которая не воспитывает, а только оболванивает молодежь... Но ведь ваша жизнь состоит не только из работы.
- А из чего же еще, если я нахожусь в музее по 12-14 часов в сутки и с одним выходным. Конечно, я люблю свою семью: мужа, сына, невестку, внучку. Люблю готовить, украшать еду, угощать необычными блюдами родных и гостей. Люблю ходить по магазинам. У нас в доме огромная библиотека, где есть вся классика, множество литературы по искусству, спецлитература по специальностям мужа и сына. Я сама читаю очень быстро, по диагонали, так же быстро пишу аннотации - с юности писала к книгам, сейчас к произведениям искусства.
- А стихи пишете?
- Стихи не писала никогда. Я вообще ненавижу все самодеятельное. Если человек сам чем-то занимается, то он не должен это навязывать обществу. Люблю профессионалов и стараюсь им помочь. Было время, правда, мне тогда было лет 35, когда писала наброски о характерах людей, об их поступках, о взаимоотношениях в коллективе. Но потом мне это стало неинтересно. Сейчас у меня есть ряд наработок по истории музея, аналитические записки о художественной жизни нашего края.
- Есть ли у вас любимые художники, а у них - любимые произведения?
- По той жизни (до музея) - я была поклонницей классического искусства. Очень любила русских художников, в частности, Венецианова, Левитана, Куинджи. Потом заинтересовалась благодаря книге Н. Бирюковой «Западноевропейское прикладное искусство XVII-XVIII вв.», шпалерами. Сейчас люблю картины тех художников, которые заставляют задуматься. К примеру, ставропольцы Евгений Саврасов, ранний Алексей Соколенко, Анатолий Котов из Кисловодска, ротовчанин Владимир Рябчиков. Нравятся и декоративные вещи с индивидуальным почерком мастера...
И СНОВА - О МУЗЕЕ
- Переживаете, когда из бюджета - краевого или федерального - не дают средства на нужды музея?
- Никакое отсутствие финансов меня не смущает. Нет сейчас, будут завтра. Мне, кстати, всегда интересно то, что я еще не делала. Сейчас это поднятие на новый, более высокий уровень филиала нашего музея в поселке Новокумском. Раньше он был культурным центром казаков-некрасовцев, а в 2005 году стал нашим филиалом. Работы там предстоит немало, но мы работы не боимся. Во всей сфере культуры, я считаю, музей - это тот вид деятельности, которому можно посвятить всю свою жизнь. А все потому, что художественный музей - искусство вечное.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет