Вы здесь

Заведующая музыкальным счастьем

Заведующая музыкальным счастьем

Собравшиеся в отреставрированном здании картинной галереи заслуженного художника России Павла Гречишкина жители краевого центра оказались вовлеченными в параллельное измерение некоего «Города Зеро». Мужчину и Женщину – два мира, непознаваемых до конца, тяготеющих друг к другу и отвергающих все совместное, объединило пространство Слова и Музыки.

В представленной композиции стихи известного ставропольского поэта Сергея Сутулова-Катеринича вокально вплетены в музыкальную ткань исполнителями партий, актерами Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова Ириной Баранниковой и Ильей Калининым. Многое получилось в этот вечер: высшей похвалой тому была теплота зрительского зала, масса добрых слов, аплодисменты.
Музыка поддерживалась целым инструментальным коллективом: тут были и скрипка, и гитара, и флейта, и труба, и фортепиано. Скромная пианистка ансамбля Евгения Сафронова ничем не выдавала, что она здесь не только автор музыки, но и звено творческой цепи, без целеустремленности которого вряд ли что-то состоялось.
- «Город Зеро» для меня - огромный самостоятельный шаг. Когда теперь говорят «твоя музыка», я осознаю себя именно так – написавшей свою музыку. Стихи Сергея не создавали рамок, и масса образов, которыми изобилует его поэзия, только окрыляла, - делится со мной музыкальная мама «Города Зеро».
И я подумала, кому как не таким преданным труженикам искусства, зачастую остающимся «за кадром», надо предоставлять возможность высказаться. Многим ли известно, что в году ушедшем молодой композитор Е. Сафронова была удостоена премии губернатора Ставропольского края в области музыкального искусства имени В.И. Сафонова. Косвенно с Евгенией знакомы все, кто хотя бы раз бывал на спектаклях Ставропольского драматического театра, в котором она работает уже полтора десятка лет. Должность Жени в штатном расписании и призвание в жизни – заведующая музыкальной частью. «Музыкальным счастьем» - невольно перефразировала я – и оказалась недалека от истины....
Работать в театр Евгению привела мама. Но до этого много чего случилось в жизни будущего композитора. В биографической копилке Сафроновой найдется и окончание фортепианного отделения Ставропольского музыкального училища, и учеба в Ростовской государственной консерватории имени С. Рахманинова. А потом два года стажа в Ставропольской музыкальной школе № 5, преподавание русского языка иностранным студентам в тогда еще педагогическом институте. (Методика тех лет рекомендовала для улучшения ознакомления с языком петь по-русски. И Женя пела – с вьетнамцами и афганцами.)
Чуть позже, решив посвятить себя научной деятельности, Евгения отправляется в столицу – поступать в аспирантуру при Московской консерватории. Ее были готовы принять. Тема работы оказалась пророческой: «Музыка современных композиторов к драматическим спектаклям». Стоял 1991 год. Не Женина вина, что экономика тех времен оказалась очень экономной, да что там – просто скупой на реверансы желающим стать музыковедами. Средств на обучение так и не нашлось. Огорченная (еще не понимающая своей удачи), Сафронова вернулась домой.
Тут и уступим место маме. В то время, когда Женя находилась в поиске работы, понимая, что главное для нее – творчество, мама услышала по краевому радио объявление: театру требуется завмуз. Все остальное зависело от Евгении. Первой ее постановкой стала «Медея» Еврипида (режиссер Моника Василиу).
- Тогда я выполняла задачи концертмейстера, - вспоминает Евгения. - Мне очень повезло, что приход в театр совпал с таким зрелищным, ярким спектаклем. Поражало всё: хоры, маски, жесты, игра актеров. Я с первых минут полюбила свою профессию, и – навсегда!
Евгения рассказывает о длительном периоде работы с заслуженным деятелем искусств РФ Алексеем Малышевым, чувстве вкуса, эпохи, стиля, которые привил ей этот режиссер. Основная работа Сафроновой тогда состояла в отборе музыкального материала. С годами Жене стали доверять отдельные номера в спектаклях.
– Первый режиссер, в работе с которым я начала писать музыку – заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков, - говорит Сафронова. – В его спектакле по пьесе Г. Горина «Чума на оба ваши дома» мной представлены и песни, и танцы, и фоновые исторические лирические эпизоды. Там я заявила о себе.
А в 2002 году в постановке «Шут Балакирев» у Евгении зазвучала серьезная музыка. С ней и поехала Сафронова два года спустя в Москву. Там, в Союзе композиторов России «Вступление» к «Шуту» заслужило высокую похвалу композитора Владимира Лебедева (это его музыка покорила сердца зрителей фильма «Гардемарины, вперед!»). Появился серьезный стимул для подготовки материалов к вступлению в ряды Союза.
Жизнь театральная между тем не стояла на месте. Знаковой для Сафроновой стала совместная работа с режиссером, народной артисткой РФ Натальей Зубковой.
– Спектакли, сделанные с Натальей Павловной, отличает широта интерпретации музыкальных образов, огромная палитра использования истинного и стилизованного. Здесь музыка следует за персонажами очень подробно, - отзывается Женя, вспоминая постановки, в числе которых «Жемчужина черная, жемчужина белая» и «Евгений Онегин».
- Театральная музыка – покорная дочь театрального режиссера, - считает Евгения. – Ее характер определяется эстетикой режиссуры, но, являясь вторичной, музыка не имеет права быть посредственной. Музыка театра рождается тогда, когда происходит вживание в нее актера. Когда вдруг соединяется то, что переживалось автором, и это ощущает исполнитель.
Моя героиня не останавливается на достигнутом – совершенствует мастерство аранжировки, мечтает о крупном музыкальном спектакле, мюзикле. Ее десятилетний сын Всеволод осваивает азы музыкального искусства, часто бывает на театральных премьерах. Евгения помогает ему проявить себя, реализоваться, почувствовать главное.
- Не хочу, чтобы жизнь становилась театром, - говорит она. – Это неправильно. В жизни хочется настоящего. И я счастлива, потому что живу тем, что мне дорого.

Елена ГОНЧАРОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет